Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 73

При  всех  возможных  вариантах  надо  постоянно  иметь  в  виду,  что  членство в ВТО никоим образом не должно наносить ущерб экономической безопасности страны и  интересам  ее  граждан.

                                 Контрольные  вопросы:

1. Какие  цели  преследует  страна   при  вступлении  в  ВТО?

2. Зачем  России  вступать  в  ВТО?

3. Какие  могут  быть  последствия  вступления  России  в  ВТО  для  российских  потребителей?

4. Что  могут  выиграть  и  что  проиграть  российские  производители  товаров  и  услуг?

             Глава  10. Ценообразование  в  международной  торговле

10.1.Рыночная  конъюнктура.  Мировые  цены

Понятиеценыкакэкономической категории  известно  из курса экономической теории. Правда, сегодня  в  разных  книгах  можно встретить  разные ее определения – в отличие  от  единого в марксистской теории  как денежного выражения стоимости  товара,  которая,  кстати, действительно лежит в основе практически  всех  существующих многочисленных разновидностей  цен,  но  редко  совпадает  с  конечным   их  видом. В    обобщенном  варианте  наиболее  точно  цену  можно  определить  как  сумму  денег,  на  которую  согласились  продавец  и  покупатель. Это  не  означает,  что  она  правильно   отражает  издержки,  содержит  «справедливое»  вознаграждение обеих  сторон  сделки  и  т.п.    

В  практике  реальной  хозяйственной и мирохозяйственной жизни  применяются  валовая, оптовая, розничная,  монопольная,  договорная,  отпускная,  льготная,  дискриминационная,  трансфертная,  демпинговая,  картельная,  биржевая,  контрактная,  базисная,  спотовая,  фьючерсная,  справочная,  рыночная,  свободная,  фиксированная,  дисконтная,  мирового   рынка,  ФОБ,  СИФ  и  т. д.

Ценообразование  в  международной  торговле –  весьма  сложный  процесс. На  уровень  и  динамику  цен  на  мировых  рынках  влияет  множество  взаимодействующих  факторов,  как  чисто  экономических,  так  и прочих – политических,  социальных,  природно – климатических   и   других.  В  результате  их  взаимодействия  складывается  рыночная  конъюнктура,  т.е.  состояние  рынка  определенного  товара  на  некий  момент.  Рыночная  конъюнктура   характеризуется  высокой  подвижностью, поскольку  формирующие  ее  факторы  находятся  в  постоянной  динамике, влияя  на  изменение  соотношения   спроса  и  предложения.

К таким факторам относятся:  макроэкономическая  динамика,  общеэкономическое положение в отдельных странах, регионах и мировом хозяйстве в целом, особенности производства и потребления данного товара (включая фактор сезонности), степень социально - экономической и политической стабильности в основных производящих,  потребляющих  и  транзитных  странах, возможности возникновения социально - политических, военных, этнических, экологических и иных проблем,   применяемые меры государственного регулирования экономики (в том числе субсидирование экспорта, импортные ограничения, другие административные меры поощрительного или ограничительного характера), уровень и качество жизни в отдельных странах, платежеспособный спрос населения, природно-климатические особенности   и т.д.

Важнейшими показателями конъюнктуры рынка являются уровень рыночных цен и их динамика, а также степень активности продавцов и покупателей, выражаемая в объеме заключаемых сделок на наличный товар и с поставкой в будущем.  Рыночная  конъюнктура  в  значительной мере определяет конкурентоспособность  и коммерческую ценность предлагаемых товаров  и  услуг, возможность и экономическую целесообразность выхода на рынок, выбор наиболее благоприятного момента для проведения продаж или покупок, форм и методов действия на рынке, выбор стран – экспортеров и импортеров, фирм – контрагентов, стратегию и тактику ведения коммерческих переговоров с иностранными контрагентами.