Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 7

Конкурентоспособность отрасли определяется комплексом многих факторов, включающих рациональную отраслевую структуру, в которой выделяется группа   компаний – лидеров,   развитую   производственную, научно – техническую и снабженческо – сбытовую базу отрасли, ее инфраструктуру, надлежащую обеспеченность квалифицированным производственным и управленческим персоналом, активное взаимодействие со смежными отраслями в своей стране и   за рубежом и т. д. Ведущие  компании   данной отрасли должны производить и поставлять на рынок продукцию  с  выдерживающим иностранную и  местную  конкуренцию  соотношением  цены /  качества и добиваться  реализации  других  конкурентных преимуществ.

Считается, что продукция российских отраслей обрабатывающей промышленности недостаточно конкурентоспособна, причем ее экспорт слабо стимулируется. Однако некоторые виды продукции отраслей ОПК, оборудование и услуги для строительства АЭС, ряд других видов энергооборудования, космическая техника и услуги, ядерные технологии, в том числе услуги по переработке и обогащению ядерного топлива, не уступают и во многих случаях превосходят известные зарубежные аналоги, а по некоторым параметрам являются уникальными, не имеющими аналогов на мировом рынке.

Конкурентоспособность национальной экономики не имеет однозначного определения. Основное содержание этого понятия характеризуется общим уровнем социально – экономического развития страны, включая производственные и непроизводственные отрасли, научно – технические достижения, освоение современных информационных технологий, состояние финансовой системы, организационно - управленческой деятельности и т. д.   Все  это   реализуется в конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке.   Успех  в  международной  конкуренции   во многом определяется    моделью  социально – экономического  развития  страны.

На  мировых  рынках   нередко  диктуют  свои  условия  монополии. Но  не  только  они  ответственны  за  то,  что  на  рынках   часто  встречается  не  только  добросовестная,  но и  недобросовестная  конкуренция.  Под  ней  понимаются  любые действия,   направленные   на получение   односторонних  преимуществ  при осуществлении предпринимательской деятельности.   

Это может  быть  распространение любой   не  соответствующей  действительности  информации, которая  способна   причинить убытки   конкуренту    или  нанести ущерб его деловой репутации. Недопустимо незаконно  применять  результаты  чужой интеллектуальной деятельности,  выпуская  нелицензионную  продукцию, использовать товарный  знак  другой фирмы,  противоправно   получать,  использовать,  разглашать  принадлежащую  конкуренту  информацию, составляющую  охраняемую законом тайну, вводить  в  заблуждение  потребителей,  дискриминировать товары  конкурентов  или  их  самих  и  т. п.

В ряде  стран (Австрия, Германия, Греция, Канада, Япония) действуют законы о пресечении недобросовестной конкуренции.  В  России  тоже  существуют    подобные  законы  - ФЗ   от  26.07.2006  №135-ФЗ «О  защите  конкуренции»,  ФЗ  от  13.03.2006 г. №38-ФЗ «О  рекламе».

1.3.Сущность  международных  экономических  отношений

Обмены  результатами  труда  между  проживающими  на  разных  территориях  людьми   имеют  очень  давнюю  историю. Точную  или  хотя  бы  приблизительную  дату  определить  невозможно. Из  сохранившихся  источников  известно,  что   первые  подобные  операции  начались  за  многие  тысячи  лет  до  новой  эры. Однако, понятно,  что  далеко  не  все  исторические  свидетельства  дошли  до  наших  дней.  Кроме  того,  не  совсем  ясно,  насколько  позже  описываемых  событий  появились  сами  свидетельства,  и  то,  насколько  они   достоверны. 

Тем  не  менее  можно  достаточно  уверенно  утверждать,  что  указанные  обмены    происходили  еще  задолго  до  возникновения  государств.  Сначала  они  носили  случайный,   спорадический  характер.  Постепенно  приобретая  все  большие  масштабы,  расширяя  географию  контактов,  они  превратились  в  достаточно  постоянное   явление  хозяйственной   жизни – торговлю.  По  мере  формирования  наций  и  появления  первых  государственных  образований   она  стала  международной.