Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 60

                           7.3.  Меры  ответственности

Отдельными  положениями  регулируются  ситуации,  когда  выполнить  принятые  обязательства  невозможно  по  объективным  причинам  -  в результате  непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера.  Для обозначения таких обстоятельств традиционно используется термин французского происхождения "форс-мажор". Согласно рекомендациям МТП, ссылающаяся на форс-мажорные обстоятельства сторона   должна доказать, что неисполнение ею какого-либо обязательства явилось результатом препятствия, находящегося вне ее контроля;  что от нее нельзя было разумно ожидать в момент заключения контракта принятия во внимание данного препятствия или его последствий для исполнения контракта; что она не могла разумно избежать или преодолеть  такое препятствие или его последствия.

МТП рекомендует неисчерпывающий перечень событий, которые могут считаться основанием для освобождения от ответственности.  Среди  них  война, гражданская война, беспорядки, революции, саботаж, стихийные  бедствия, пожары, взрывы, забастовки, бойкоты, действия  властей и т. п.           Рекомендована также типовая оговорка о форс-мажоре  для  включения   во  внешнеторговые контракты,  в  которой  укзывается, что  и  как  надо  делать  в  таких  случаях – порядок   извещения,  доказательства  и  т. п.

Межгосударственные  договоренности  содержат положения,   позволяющие принимать очень  жесткие меры  против   стран,  которые  по разным  причинам  признаются  объектами  международных санкций.  Так, Уставом ООН предусмотрена возможность установления эмбарго в качестве коллективной репрессивной меры в отношении государств, действия которых представляют угрозу международной безопасности. Принятие такого решения ООН может служить основанием для приостановки или прекращения выполнения обязательств по заключенным внешнеторговым сделкам. Однако введение каким-либо государством эмбарго вопреки нормам международного права с целью воспрепятствовать нормальному экономическому сотрудничеству является грубым нарушением основных принципов и устава ООН.

Международные  договоры  предусматривают,  что  в   ряде  случаев  государство  может  приостановить  выполнение  принятых  на  себя   международных  обязательств,  объявив  мораторий.  Для  этого  им  принимается  специальный  закон  или  постановление  правительства. Причиной  такого  решения  являются  некие  чрезвычайные  обстоятельства,  например,  война, стихийные бедствия, экономический кризис, истощение валютных резервов и др. Главным  образом  временное  прекращение  обязательств (срок и территория, на которую оно  распространяется,  не  всегда  указаны) относится  к платежам по государственному внешнему долгу, но может  относиться  и   к долговым обязательствам  частных компаний перед иностранными кредиторами, в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам. 

Мораторий может вводиться не только в одностороннем порядке, но и по взаимному согласию двух государств (двусторонний мораторий) или нескольких государств (многосторонний мораторий). В первой половине  прошлого века мораторий по торговым обязательствам вводили Великобритания, Франция, США.  В начале 1980-х годов Мексика, а затем еще несколько стран Латинской  Америки и других развивающихся стран вводили мораторий на платежи по внешней задолженности, включая текущие проценты по ее обслуживанию.

В   связи  с   незаинтересованностью в дальнейшем  выполнении   условий  договора  государство  вправе  его  денонсировать, т.е.  отказаться  от выполнения  договорных  обязательств.  Заявление о денонсации двустороннего договора за   некоторый  период  -  например,  за  шесть  месяцев  -   до  предполагаемого  выхода  из  договора  направляется другому государству, а многостороннего договора – депозитарию,  т.е. тому государству, у которого хранятся ратификационные  грамоты.