Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 13

Кроме  сказанного, значимость  внешнеторговых    обменов  состоит  еще  в  том,  что  они   дают  возможность  соизмерять  национальные издержки производства и другие экономические показатели с соответствующими  зарубежными.  Грамотные  управленцы  на  основе  такой  информации  делают  адекватные  выводы,  принимают  необходимые  решения. Так,  закупка новейших зарубежных технологий и высокотехнологичного оборудования может способствовать   повышению технического уровня национального производства и   конкурентоспособности   товаропроизводителей. И  еще  важный  вопрос  -  как  расходовать  полученные  от  экспорта  деньги.

Среди  характерных тенденций  в динамике мировой торговли в распределении по странам можно назвать  следующие.  США, являвшиеся безусловным лидером в мировом экспорте  на протяжении многих десятилетий,   в  последние  годы    все   чаще уступали 1-е место Германии.  Быстро  растет  экспорт Китая, который уверенно вышел на 3-е место и все более опережает занимающую 4-е место Японию.  Великобритания, которая до 1940-х г.г. была ведущей торговой державой мира, теперь находится на 7-м месте (после Франции и Нидерландов), причем к ней вплотную приблизились Италия и Канада; растет экспорт "новых индустриальных стран" Азии и Латинской Америки, среди которых лидируют Республика Корея, Тайвань, Мексика.

Россия постоянно увеличивает объём вывозимой продукции и  уже  входит в число крупнейших экспортёров.  В 2007 г. экспорт   составил  уже  352,5 млрд. долл., увеличившись  за  год  на  17%. В   большой  степени   это  происхоит  за счет   роста мировых цен на нефть и газ, а также увеличения экспорта военной техники.   В результате наша страна, оказавшаяся в прошлом десятилетии в конце второй десятки мировых экспортеров,  постепенно,  что   совсем   не  значит  медленно, улучшает  свои  позиции,  войдя  уже  в  первую  десятку. На  ее  долю  приходится  около  4 % стоимости мирового экспорта.   Экспортная квота  составляет примерно 40%  (в США и Японии –11 %). Это  говорит  о  в  среднем   достаточно скромной роли России в мировой торговле при  достаточно  большой  степени  зависимости от внешнего рынка.

Реализация на зарубежных рынках отечественных экспортных ресурсов обеспечивает доходы в иностранной валюте для оплаты импорта и различных расходов за границей, а также создания валютных резервов. Экспорт товаров в овеществленном виде, отражаемый в таможенной статистике, представляет собой видимый экспорт. Доходы от туризма, транспорта, финансовых  и других услуг составляют невидимый экспорт. Объем и структура экспорта характеризуют экспортный потенциал страны.

Географические направления российского экспорта  характеризуется следующими данными  за  2007 г.  (в млрд. долл.): страны ЕС – 196,7 (в том числе Нидерланды – 42,8; Италия – 27,5;  Германия – 26,3; Польша – 13,3;  Великобритания – 11,0; Финляндия –10,7; Франция – 8,7: Венгрия – 6,1;  Словакия – 5,2; Кипр – 4,8; Чехия – 4,7; Испания – 4,3; Литва – 4,1;  Болгария – 3,8; Румыния – 3,2; Швеция -3,0;  Бельгия – 2,8; Австрия – 2,7 Греция – 2,6; Латвия – 2,6;  Португалия – 2,4;  Эстония – 1,6;  Дания – 1,1);   страны АТЭС – 42,4 (в том числе Китай – 15,9; США – 8,1; Япония – 7,4;  Ю.Корея – 6,2);  СНГ – 52,6 (в том числе   Беларусь – 17,2;  Украина – 16,3; Казахстан – 12,0); Турция – 18,3; Швейцария – 14,2;  Индия – 4,0; Иран – 3,0;  Израиль – 2,0;  Египет – 2,0;  Бразилия – 1,1;  Сингапур – 1,1.

В товарной структуре экспорта РФ более ¾ стоимости составляют энергоресурсы, металлы, лесотовары и продукты первого передела и лишь около 5 % – машины и оборудование (для сравнения: доля машин и оборудования в мировом экспорте достигла почти 40 %, в экспорте США и ФРГ – около 50 %, а Японии – 70 %). Россия занимает 1-е место в мировом экспорте природного газа, никеля, азотных удобрений, круглого леса и входит в число ведущих мировых экспортеров нефти, железной руды, проката черных металлов, алюминия, меди, алмазов, калийных удобрений, газетной бумаги, пшеницы и ячменя. Такое положение создает определенные преимущества при экспорте указанных товаров, но чревато консервацией роли России в качестве постоянного сырьевого донора развитого Запада с неоправданной зависимостью нашей экономики от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров. Совсем незначителен российский экспорт услуг информационно-коммуникационного характера, тогда как в развитых странах на эту группу услуг приходится около 40 % стоимости экспорта услуг.