Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 6

Хотя   очевидно,   что  мировой рынок   многократно более   емкий,  чем  внутренний  рынок  любой страны,   это  совсем   не означает, что  продавцам   на  нем  легче  продвигать товары, чем  в  пределах  своих  национальных  границ.  Напротив,  там    обычно гораздо  жестче  конкуренция.  Она  характеризует  очень  противоречивый процесс взаимодействия и соперничества различных субъектов рынка, стремящихся расширятъ сбыт своих товаров путем лучшего удовлетворения потребностей покупателей.   С  одной  стороны, добросовестная конкуренция  на внутреннем и внешнем рынке играет роль регулятора общественного производства и потребления, стимулируя поступление на рынок лучших товаров и услуг,  способствовуя внедрению   достижений   НТП,  общему  повышению эффективности.   С  другой,   вытесняя с рынка менее конкурентоспособную  продукцию, что,  в  принципе  хорошо,   но   в  результате   приводит  к   вымыванию  из  хозяйственной   жизни   многих  товаропроизводителей   с  сопутствующими   социальными  последствиями.

В целом ряде международных актов имеются положения, касающиеся общепризнанных правил добросовестной конкуренции. Значительную роль в регулировании международной конкуренции играет ВТО. В Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров зафиксирован принцип соблюдения добросовестности в международной торговле (статья 7). Достаточно полно изложены правила конкуренции в Римском договоре о создании ЕС (статьи 85, 86, 91).  В понятие добросовестности входит предоставление торговому партнеру достоверных сведений о своей фирме, ее юридической форме, уставной правоспособности, производственных и торговых возможностях, а также соблюдение общепризнанных правил деловой этики.

Существуют  разные   виды   конкуренции: ценовая, неценовая, функциональная, предметная  и др.     Успех  в  соперничестве на  мировых  рынках  определяется  конкурентоспособностью.    Это  понятие   может   относиться к определенному товару, предприятию, компании, отдельной отрасли экономики и национальной экономике в целом.

Конкурентоспособность товара характеризуется совокупностью его качественных и стоимостных характеристик, которая определяет возможность удовлетворения конкретной потребности покупателей и реализации этого товара на рынке.  Слагается из многих составляющих: максимального учета товаропроизводителями требований покупателей в определенных сегментах рынка, умения своевременно реагировать на их изменения, учитывать поведение конкурентов, маневрировать в рыночном пространстве и времени и т.д. Товар, предназначенный для реализации на зарубежных рынках, должен пользоваться спросом потребителей, соответствовать определенным стандартам и нормам, производиться в необходимых количествах, ассортименте, своевременно доставляться потребителям и обеспечиваться   адекватным  сервисом.

Конкурентоспособность  компании   означает  способность противостоять на рынке конкурентам – производителям и поставщикам аналогичной продукции по степени удовлетворения своими товарами, услугами потребностей покупателей  и  осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях  конкурентной  борьбы. Уровень конкурентоспособности  определяется совокупностью ряда факторов: соотношением цена / качество, емкостью рынка,  характером государственного регулирования, степенью эффективности деятельности подразделений самой  компании, ее  поставщиков и экспортеров  продукции, умением  оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка,  своевременно вводить технологические новшества и т. п. Для обеспечения конкурентоспособности  входящего  в  компанию  в  качестве  ее  составной  части  предприятия вырабатывается  и реализуется стратегия его  деятельности.