Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 48

В последние годы во многих зарубежных странах применяются различные дискриминационные меры в отношении российских участников ВТД, главным образом экспортеров готовой продукции. По данным Минэкономразвития, в 2007 г. в зарубежных странах действовало 122 ограничительные меры  против российского экспорта (внешнеторговые санкции) по сравнению с лишь 10 санкциями в начале прошлого десятилетия.  Наибольшее число ограничительных мер применяется в странах ЕС и США, а также еще в более двух десятков стран дальнего и ближнего зарубежья.  Среди наиболее дискриминируемых стран мира РФ занимает второе место после Китая.

Российские предприниматели, сталкивающиеся с явной или скрытой дискриминацией на зарубежных рынках, в целях защиты своих экономических интересов вправе использовать возможности, заложенные в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 40), «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Действуя в рамках отраслевых объединений производителей и экспортеров, АДС, ТПП РФ, возможно вносить в государственные органы предложения о принятии мер по устранению дискриминационных условий во внешней торговле.

Приведенные   в  Федеральном законе  принципы  регулирования  ВТД   лежат  в основе   деятельности  практически всех стран. Причем не всегда  это обязательно  формально закреплено в соответствующих законодательных актах. Тем не   менее  их  по идее  должны  стараться  реализовать во внешнеэкономической и ее составной  части – внешнеторговой политике.  Другой  вопрос, насколько  практические  действия  соответствуют  так  хорошо  сформулированным  принципам.  Тут  есть  разные  мнения.

Создание  и  поддержание  надлежащих условий для участников  ВЭД в  целом  и  ВТД  в  частности   на  территории страны и благоприятных внешних условий в отношениях с отдельными зарубежными странами, региональными экономическими группировками и во всей  системе мирового хозяйства во взаимодействии с иностранными государствами и международными организациями  -  на  это  должны  быть  реально, а  не  на  словах  направлены  усилия  органов законодательной,  исполнительной и судебной власти.       

Характер внешнеторговой политики, вырабатываемой на макроуровне, как совокупности целей, средств методов, применяемых государством для осуществления торговых отношений с зарубежными странами, и  применяемый механизм ее реализации во многом определяет поведение всех участников ВТД в их взаимоотношениях с представителями властных структур, другими  национальными организациями и зарубежными контрагентами, участвующими во внешнеторговом процессе. Существенную роль играет эффективное государственное управление, регулирование, контроль, координацияв области ВТД, реальная государственнаяподдержка  и содействие этой деятельности, обеспечение благоприятных условий для  национальных предпринимателей, экспортеров и импортеров, производителей экспортной продукции и потребителей импортных товаров.   

На микроуровне  участники ВТД, исходя из общих целей и задач своей организации, разрабатывают собственную торговую политику, в том числе в области ВТД, стратегию и тактику   деятельности  на зарубежных рынках, что закрепляется в планах развития ВЭД или общих маркетинговых программах, бизнес-планах компании.

Важной  составной  частью    содействия  продвижению  и  защите  национальных  внешнеэкономических  интересов  служат  международные  контакты  высших  должностных  лиц  государства. Часто  можно  видеть, что, например,  президента  Франции  или  России во  время   государственного  визита  за  рубежом  сопровождает  большая  группа  бизнесменов. В  ходе  визита  подписываются  важные  документы  об экономическом, научно – техническом   сотрудничестве  в  различных  областях. К  визиту  бывает  приурочено  подписание  крупных  контрактов  между  компаниями  двух  стран, а  присутствие  при  этом  президентов  и  премьер – министров  подчеркивает  важность  события  и  заинтересованность  государств.