Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 16

ГАТС является межгосударственным соглашением, в котором впервые сформулированы базовые принципы многостороннего регулирования международной торговли услугами. В нем предусмотрен  целый ряд обязательств в данной области  входящих  в   ВТО   стран.   Все обязательства объединены в две группы: общие,  которые  распространяются на все виды услуг,  и  конкретные (специфические) – относящиеся к отдельным поставляющим услуги отраслям.

В  «Классификационную   схему   ВТО» включен   161 вид  укрупненных услуг.   Они   сгруппированы   в 12 разделов: 1) деловые,  2) услуги связи, 3) строительные  и  инжиниринговые,  4) дистрибьюторские, 5) общеобразовательные, 6) услуги по защите окружающей среды, 7) финансовые, включая страхование, 8) услуги по охране здоровья и социальные, 9) туризм и путешествия, 10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта, 11) транспортные, 12) прочие.

Объем мировой торговли услугами  постоянно возрастает, опережая по темпам роста мировую торговлю товарами. По данным ВТО, мировой экспорт услуг  в 2005 г. достиг 2,4 трлн. долларов.  Крупнейшими экспортерами услуг  являются  (млрд. долл.):  США  - 353.3;  Великобритания  -  183,4;  Германия  -  142,9;   Франция  -  113,7;  Япония  -  106,6;    Испания  -  91,2.

По  импорту  услуг  впереди  те  же  страны: США - 288,7;  Германия  -  198,6;  Великобритания  -  150,1;  Япония  -  135,9;   Франция  -  102,9 млрд. Однако  если  у  США,  Великобритании,  Франции,  Испании  сальдо  в  торговле  услугами  активное,  то  у  Германии, Японии,  Канады  -  пассивное.    

В мировой торговле услугами  удельный  вес  России  совсем  незначительный  - всего  1,0 % мирового экспорта и 1,6 % мирового импорта услуг.

В структуре мировой торговли услугами преобладает туризм. Весьма значителен объем оказываемых финансовых услуг, куда входят услуги банков и других кредитных учреждений, услуги брокеров по операциям на валютных и фондовых рынках, услуги по эмиссии ценных бумаг и их размещению, различные виды страховых услуг, иные посреднические, консультационные и вспомогательные услуги в финансовой сфере.  В структуре российской внешней торговли услугами традиционно преобладают транспорт и туризм. 

В связиспостоянным ростом  мирового  товарооборота, естественно, увеличивается  нагрузка  на  перевозчиков. Соответственно  возрастают роль  транспорта  в  МЭО  и  общемировые  расходы  на  оплату  транспортных   и  сопутствующих   им  услуг. В  современных  условиях доля  транспортных расходов, называемая транспортной составляющей цены товара, может быть весьма существенной  и  доходить до 40-50 % контрактной цены.

Сказывается  постоянный  рост  цен  на  нефть и,  соответственно,  на  нефтепродукты. Например,  в  авиаперевозках доля  расходов  на   топливо  достигает  примерно  половины всех  издержек.  Кроме  того,   помимо стоимости самой дорогостоящей перевозки,  сюда   включаются расходы по подготовке товара  к отгрузке (надлежащая экспортная упаковка и маркировка, проверка   количества  и качества товара, оформление необходимых документов). Добавляется  также  цена    погрузочно-разгрузочных  работ   в пунктах отправления, перевалок, назначения, хранения товара, при некоторых  базисных  условиях  - страхования и др.

Кто  оплачивает  транспортную  составляющую,     зависит   от базисных условий поставки, предусмотренных внешнеторговым контрактом. Обязанность заключения договора перевозки возлагается на продавца или покупателя.  При  этом  в их  основные обязанности   входит оплата  услуг  транспортной  организации и надлежащее предъявление груза перевозчику. В свою очередь перевозчик обязан своевременно и в сохранном состоянии доставить товар в предусмотренный пункт назначения и выдать грузополучателю.

Договоры  перевозки  внешнеторговых грузов заключаются не только при их трансграничном перемещении, но и при перевозке их по территории страны продавца или покупателя, в том числе при  доставке экспортного товара с предприятия – изготовителя до выходного пограничного  пункта страны продавца. А  при доставке импортного товара  -  из входного погранпункта страны покупателя   до места сдачи конечному грузополучателю.