Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 70

В рамках ВТО действует Соглашение о предотгрузочной инспекции, в котором определены правила проведения такой инспекции. Соглашением предусмотрено, в частности, что свидетельства о прохождении такой инспекции имеют силу рекомендательных документов и в случае несогласия с ними импортера таможенные органы осуществляют обычные процедуры по определению таможенной стоимости и проведению других таможенных операций.  На практике предотгрузочная инспекция применяется теми странами, в которых отсутствует эффективный таможенный контроль.

По  Соглашению о технических барьерах ВТО сертификацией считается любая процедура, применяемая прямо или косвенно для установления факта соблюдения требований, содержащихся в технических регламентах и стандартах. К  такого рода процедурам относится испытание образцов, инспекция и испытание продукта, его сертификация после испытания или инспекции, а также регистрация и аккредитация. Предусмотрено одинаковое применение членами ВТО своей системы сертификации к национальным и иностранным продуктам и такое построение этой системы, чтобы не создавать ненужных препятствий для международной торговли. В качестве цели стран – членов ВТО в области сертификации обозначено их стремление к взаимному признанию национальных систем сертификации и сертификатов.

Вместе с тем   следует  отметить,  что  набор принципов и правил международной торговли, собранных в рамках ВТО, оказался довольно пестрым.  Это  связано,  помимо  прочего,  с  тем,  что  одни   правововые нормы возникли еще в начальный период деятельности ГАТТ, а другие появились значительно позже, в том числе после преобразования ГАТТ  в  ВТО.  По мнению  целого  ряда  специалистов, баланс прав и обязательств по соглашениям ВТО  серьезно  сдвинут в сторону интересов развитых стран и во многом не соответствует интересам   остальной  части   глобальной экономики.   Между  членами ВТО имеются серьезные  разногласия, причем реальные выгоды от присоединения к ВТО ощущает,  согласно  опросам,  лишь  примерно  пятая часть стран – участниц.  Хотя,  надо  заметить,  и  в  самих  отдельно  взятых  странах  полного  единодушия  по  всем   затрагиваемым  вопросам  не  наблюдается,  что  вполне  естественно.  Общая  оценка  означает  превалирующую  точку  зрения.

Процесс присоединения нашей страны к ГАТТ/ВТО начался довольно давно. Еще в 1986 году СССР был намерен принять участие в Уругвайском раунде переговоров ГАТТ, имея в виду стать членом этой организации. Но этому помешали жесткие возражения США. С 1990 г. СССР, а с 1992 г.  РФ имели  статус  наблюдателя  в ГАТТ. В 1993 г. РФ подала официальную заявку о присоединении к этой организации в качестве полноправного участника. В рамках ГАТТ была образована Рабочая группа  по присоединению России к ГАТТ (впоследствии ВТО), заседания которой проводились 2 – 3 раза в год.  В эту группу вошли заинтересованные государства - члены ВТО, причем активно участвовали в ее работе представители около 50 государств.  В задачи  Рабочей группы входило изучение торгового режима России и выработка условий ее участия в ВТО.

С российской стороны ведение переговорного процесса о присоединении к ВТО в последние годы непосредственно обеспечивал Департамент торговых переговоров Минэкономразвития, а координацию всей работы в этой области на межведомственном уровне осуществляла Правительственная комиссия по вопросам ВТО. В Госдуме проработка вопросов участия в ВТО была сосредоточена в Комитете по экономической политике и предпринимательству.

Самое  большое  внимание  данной  проблематике  постоянно  уделяет Торгово – промышленная  палата  РФ.   В 2002 г.   она   разработала Концепцию присоединения России к ВТО, в которой излагались допустимые   условия  участия  в  ВТО, основные озабоченности российских предпринимателей и программа подготовительных работ. В Концепции утверждалось, что в стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО, однако нормы и правила ВТО создают для российского бизнеса  принципиально  новую организационно-правовую среду функционирования.  Это вызывает  в стране  неоднозначную  реакцию. Поэтому  требуется развернутая  и  целевая,  без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО  без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.