Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 44

Такие зоны создаются в целях развития  приоритетных отраслей экономики, производства новых  высокотехнологичных видов продукции, развития инфраструктуры, улучшения  структуры  внешней  торговли,  решения  социальных  задач.   Продукция, производимая на территории СЭЗ, может реализовываться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для  создания  инвестиционного  климата,  более  благоприятного,  чем  на  остальной  территории  страны,  резидентам СЭЗ предоставляется целый  ряд  льгот - налоговых, финансовых, внешнеторговых,  административных.  Среди  них, например,   освобождение от уплаты  налогов  в  течение  определенного  периода  (так  называемые «налоговые  каникулы»), от  ввозных таможенных пошлин и НДС при импорте товаров и от вывозных пошлин при  их  экспорте, льготные  кредиты,  упрощенный  режим  регистрации  (« одной  печати» в  КНР)  и т.п.  В  разных  странах  набор  льгот  и  преференций   зависит  от  конкретных  поставленных  задач  и  потому  в  известной  степени  носит  индивидуальный  характер.   При  этом   всегда   должна  выполняться    принципиальная  задача -  привлечение   в  зону  тех субъектов,  в  которых  заинтересованы ее  организаторы.  А  для  этого  необходима   стабильная  и  понятная  нормативно – правовая  база  и  четкий  механизм  ее  применения.За рубежом существует  до  тридцати  различных типов свободных  экономических зон, определяемых государственными органами соответствующих стран.  Они  отличаются,  в  зависимости  от целей   создания,   по  степени  интегрированности  в  национальную  и  мировую   экономику,  территориальным  размерам  и  масштабам  деятельности,  объемам  льгот,  ресурсам,  соотношению капитала   национального  и  иностранного,   частного  и  государственного,  по  функциональному  назначению  (комплексные,  торговые,  технико – внедренческие,  промышленно – производственные, туристско - рекреационные и т.д.),  по принципу  организации  (по  виду  деятельности  или  по  территории)  и  т. п.     

Всвязи  сособоблагоприятнымрежимом  хозяйствования  норма  прибыли  в  СЭЗ  обычно  выше,  чем   вне   их -  в  среднем  до  30 и  даже  более  процентов  годовых,  а  сроки  окупаемости  инвестиций  могут  быть  в  несколько (до трех  и  более)раз  короче.    

Разумеется,  предоставляя  льготы  и  стимулы,  государство  рассчитывает  получить  соответствующую  отдачу.  Поэтому  недополученные  на   первых  порах  в  бюджет  средства   должны  быть  компенсированы  будущими   экономическими,  научно – техническими  и  прочими  результатами.  Например,  в  актуальном  для  России   автосборочном  производстве  ставится  задача  постепенного  увеличения   степени  локализации, т.е.  доли  комплектующих  местного  производства  за  счет  сокращения  их  импорта.  Тем  самым  вносится  вклад  в  развитие  национального  автопрома,  стимулируются  смежные  производства. Так, в  Китае  уровень  локализации  достигает  70 %. А  в  России  -  пока  удалось  дойти  только   до  25 – 30 %.   Как  видим,  есть  к  чему  стремиться  отечественным  производителям.

Не  только  в  развивающихся, но  и  в  странах  с  переходной  и  даже  целого  ряда   с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  призваны  стимулировать  хозяйственную   активность   посредством  привлечения     инвестиций   в  точки    роста  для  преодоления  отставания   менее  развитых  регионов,  повышения конкурентоспособности   на внутренних  и  мировых  рынках,  создания  новых  рабочих  мест,  расширения  экспортной  базы, привлечения   передового   опыта.  А для  многих – для  сокращения  существующего  технологического  разрыва  с мировыми   лидерами  в  тех  или  иных  областях.