Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 49

6.2. Меры  государственного  регулирования  внешней  торговли.

                Таможенно – тарифное  регулирование

Во внешнеторговой политике многих государств, несмотря на официально  признаваемые принципы либерализации международной торговли, применяются достаточно энергичные  меры, направленные на  стимулирование экспорта товаров национального производства, создание благоприятных условийдля конкурентной борьбы национальных компаний на внутреннем и  внешнем рынке,  при необходимости – на  сдерживание  притока иностранных товаров в страну.

Эти меры  весьма разнообразны.  Рассмотрим  основные из них.

            Таможенно-тарифное регулирование  осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. С учетом мировой практики в России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин (ввозных и вывозных): адвалорные  – начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические  – начисляемые в установленном порядке за единицу облагаемых товаров; комбинированные, или смешанные, которые сочетают оба названных вида таможенного обложения (ст. 4 Федерального закона « О таможенном тарифе»).

Наряду с обычными таможенными пошлинами, могут устанавливаться сезонные  и особые виды пошлин – специальные, антидемпинговые, компенсационные. Сезонные пошлины устанавливаются на относительно короткий  период времени для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся в  страну в количествах и на условиях, наносящих или   даже  еще  только  угрожающих  нанести  ущерб  национальным производителям подобных или конкурирующих товаров.      

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в  страну товаров, при производстве или экспорте  которых прямо или косвенно использовались субсидии. При этом оцениваются масштабы  ущерба.  Если будет установлено, что такой ввоз наносит ущерб, аналогичный тому, который происходит в случае демпинга, то  размер  компенсационных пошлин будет соответствовать величине антидемпинговых. Кроме того, их используют в качестве ответной меры реагирования  на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы  данной страны со стороны других государств.

Особым  образом устанавливается  в России экспортная пошлина на сырую нефть, ставка  которой зависит  от мировых цен на этот товар. Данный порядок  изложен в ст. 3, п. 4 вышеуказанного закона.

Антидемпинговые пошлины – одна  из   часто  применяемых  мер  противодействия  демпингу.   Под  демпингом  (в переводе с англ. – сбрасывание)    понимается  продажа  товаров  на   зарубежных рынках по так называемым  "бросовым"  ценам, т. е.  ниже среднего  уровня  внутренней цены в производящей стране или в аналоговой (модельной) стране, в  которой, как считается  в стране – импортере, существуют подобные условия. Иногда экспортная цена устанавливается даже ниже издержек  в целях ликвидации товарных излишков,  а  также  победы  в  ценовой  конкуренции  над  иностранными  соперниками  путем  существенного расширения сбыта  своей  продукции  на  зарубежных  рынках.

В Соглашении ГАТТ–1994 (примечание к статье VI) упомянут скрытый демпинг, осуществляемый связанными между собой фирмами, когда импортер перепродает товар по цене  ниже  указанной в счете экспортера, причем цена товара оказывается ниже существующей в стране экспортера. Такие случаи считаются видом ценового демпинга.      

В  основе  антидемпинговых  мер  лежит   принятое  во  многих  странах  антидемпинговое  законодательство. Это -  специальные правовые акты  с целью   противодействия   демпингу.  Они   нацелены  на защиту интересов национальных производителей   и  обычно    предусматривает проведение антидемпинговых расследований и  введение  повышенных таможенных пошлин и   других ограничительных мер в  отношении импорта   признанных  подпадающими   под  установленные  критерии    товаров.  При этом  принимается во внимание  тот факт, что такой ввоз наносит или даже еще только угрожает нанести материальный ущерб национальным производителям подобных товаров. Учитывается также возможность  указанного импорта помешать организации или расширению уже существующего   производства таких товаров  в стране – импортере.