Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 20

Услуги типа инжиниринга предоставляются также в форме технической помощи, связанной с внедрением изобретений в производство. Нередко инжиниринг сочетается с экспортом и осуществлением прямых зарубежных инвестиций.

В международной торговой практике в качестве экспортеров инжиниринговых услуг выступают продавцы лицензий, поставщики оборудования, специализированные инженерно-консультационные фирмы. В западных странах существует более 10 тысяч инженерно-консультационных фирм, предоставляющих услуги типа инжиниринга. Из них около 200 компаний являются ведущими, причем более половины их находятся в США, а остальные сосредоточены в Японии, Германии, Великобритании и некоторых других. Во внешней торговле услуги (в том числе выполнение работ) могут быть  как  самостоятельным объектом купли-продажи,  так  и  предоставляться в качестве сопутствующих при поставке товаров или передаче интеллектуальной собственности.

В   современной  системе  мирохозяйственных  связей    активно  используется   такой  способ оказания услуг,  как  коммерческое присутствие. На мировом рынке услуг   оно  тесно связано с притоком прямых иностранных инвестиций.  Это  любая форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на  национальной   территории   или  национального лица на территории иностранного государства   для   оказания услуг.  По   законодательству  РФ  российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо  каким - либо образом имеет возможность определять  принимаемые  им  решения (например, из-за  преобладающего участия в уставном (складочном) капитале).    

Распространенным  видом   коммерческой деятельности  в сфере услуг является  франчайзинг,  или   коммерческая концессия. Согласно  договору  между франчайзером (правообладателем)  и франчайзи (пользователем),  за соответствующее  вознаграждение  первый  предоставляет   второму   право использовать в предпринимательской деятельности  комплекс принадлежащих  ему исключительных прав.   Среди   них  -  права   на фирменное наименование  и / или коммерческое обозначение  правообладателя,  на  охраняемую коммерческую информацию,  товарный знак, знак  обслуживания.

Кроме   того,  применительно к определенным   сферам   предпринимательской деятельности,   таким  как  продажа  товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг,  может  быть  предоставлено  право   на  использование  деловой репутации  и  коммерческого опыта правообладателя.

Обычно правообладатель передает пользователю  всю  необходимую  для  такой  деятельности  конфиденциальную  информацию, постоянно оказывает пользователю техническое содействие,  консультирует его  и  сотрудников  по  всем  вопросам,  помогает  им  повышать  квалификацию.  Он  контролирует процесс на всех стадиях и отслеживает мнение потребителей о деятельности  франчайзи.

Важнейшей   обязанностью   пользователя  является   обеспечение   полного   соответствовия  производимых   им  по  договору  товаров,  выполняемых  работ,  оказываемых услуг тем, которые  предоставляет  потребителям  правообладатель.  

Вознаграждение по договору  выплачивается  разными   способами.  Оно  может  быть    в формепаушальных,  т.е.  фиксированных  разовых  платежей,  или  роялти -периодических платежей,  или  путем  отчислений от  выручки,   или  в  иной  форме   согласно  условиям   договора.

В   настоящее  время  в  мире действуют  уже  16,5 тыс. франчайзинговых сетей, а в России – около 200.  Этот вид  бизнеса  наиболее  распространен  в  таких  областях   услуг,  как  туризм, общественное питание,  обслуживание  и  ремонт автомобилей  и  бытовой техники,  прачечные,   химчистки.   Он активно используется многими известными фирмами, например, Xerox, McDonalds, Coca-Cola, Ford, Hilton и др. Франчайзинг представляет особый интерес для  фирм, стремящихся продвигать свою продукцию на  зарубежные   рынок  без  затрат  на  создание  филиала или СП.