Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 69

К ГАТТ примыкают многие другие документы, дополняющие и lинтерпретирующие его положения, в том числе Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам – ТРИМС, по антидемпинговому кодексу, по техническим барьерам в торговле, по субсидиям и компенсационным мерам, о защитных мерах, по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер, о процедурах импортного  лицензирования, по таможенной оценке импортных товаров, по правилам  происхождения товаров, о предотгрузочной инспекции, по текстильным изделиям и одежде, по информационной технологии, по правительственным закупкам, об основных телекоммуникационных услугах, механизм обзора торговой политики  и др.

Весь комплекс этих соглашений нацелен на всеобщую либерализацию внешнеторговой политики стран - участниц по унифицированным нормам и правилам.  Очень  важно  обратить  внимание  на  то,  что одновременно  он  затрагивает   многие  аспекты  их внутренней экономической политики.

Эти соглашения базируются на ряде основополагающих принципов,  среди  которых одним  из  важнейших  является  применение режима наибольшего благоприятствования  (РНБ). Он  четко  сформулирован     в статье I  ГАТТ  и  в статье II ГАТС.   Там  сказано,  что любая льгота и привилегия, предоставленная одним государством – членом ВТО товару, услуге или поставщику услуги   из  другого государства – участника  ВТО,  немедленно  и  безусловно распространяется на  всех   остальных членов ВТО.  Это  означает, что товары  и  услуги  при   ввозе на территорию другой страны,  как  и  их  поставщики,  должны пользоваться теми же самыми   льготами, привилегиями, преимуществами, что и   из любой другой страны.

В  то  же  время  по правилам  ВТО допускаются  и  определенные изъятия из РНБ В частности, страны, участвующие в региональных экономических группировках,  имеют  право  не распространять на другие страны льготы и преимущества, которые они предоставляют друг другу на основе  интеграционных   соглашений.   Cогласно решению о дифференцированном и более благоприятном режиме    для   развивающихся стран, принятому в ГАТТ в 1979 г.,  развитые  страны могут предоставлять невзаимные преференции.   В  приграничной торговле  также  разрешается  устанавливать облегченный  режим.   То  же  самое  относится  к взаимной торговле развивающихся стран. 

Среди  других  принципов  - недискриминация  в торговле товарами и услугами, взаимное предоставление национального  режима иностранным товарам и услугам, регулирование торговли преимущественно тарифными методами (без использования количественных и иных ограничений), прозрачность (транспарентность) и гласность торговой политики, стабильность и предсказуемость торгового режима, разрешение торговых споров преимущественно путем консультаций и переговоров, ограничение государственного вмешательства в международную торговлю при  все  же  допустимом использовании некоторых инструментов такого вмешательства для обеспечения государственных интересов.

В рамках ВТО обязательства стран – членов являются правовыми нормами, предусмотренными в соответствующих соглашениях этой организации. Например,  существует обязательство "о статус-кво", означающее обязательство государства не применять ограничительных торговых мер, не совместимых с нормами ГАТТ, не использовать любые торговые меры для улучшения своих позиций в ходе торговых переговоров и т. д. Каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, должна взять определенные обязательства в отношении доступа на ее рынок услуг, которые фиксируются в перечне специфических обязательств  этой страны по услугам.

Отдельные обязательства стран - членов ВТО распространяются на экспортеров и импортеров определенных видов товаров   и  услуг. В частности, применяются "обязательства по ценам", заключающиеся в том, что фирмы, экспортирующие товары по демпинговым ценам, дают обязательство о пересмотре (повышении) цены или прекращении демпингового экспорта.