Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 83

На  внешнюю  торговлю  это  повлияло  следующим  образом. Допустим, что российский  экспортер  до  кризиса  продавал свой  товар  за границей  за  $ 1.  При  этом  его  совокупные  издержки  плюс  прибыль  составляли  6 руб.  После  девальвации  рубля   он  продолжает продавать  свой товар за границей по той же цене, что и  ранее,  т.е. за  $1 (ведь по  статистике  в  развитых  экономиках  обычно   цены    в  среднем  растут  на 2 – 3, редко  больше, а  в  Японии так  вообще  менее  1%  в год;  на  отдельные  товары, конечно, бывает  и  больше – так  это только  на  руку  экспортерам). Что  касается   общих   издержек  экспортера, то  они, особенно  первое время,  остаются  практически  теми  же,  что  и  раньше,  т.е. в данном  случае примерно   равными тем же 6 руб.  Цены  в  России, конечно,  тогда  выросли,  но не  сразу  и  не  на  все  в  4  раза;  для  справки  по    одному  из  компонентов  издержек   можно  поинтересоваться  у  родных  и  знакомых,  повысили  ли  им  работодатели  зарплату  после  августа  1998 г.  в  четыре  раза.

В  нашем  примере  при обратной конвертации 1$  выручки  в рубли экспортер получает своеобразную премию, которую можно условно назвать девальвационной, равную разнице между  новой ценой доллара, выраженной  в  рублях - 24, и  старой – 6, т.е. 18 руб.

Таким образом, девальвация выгодна экспортёру, который может без каких-либо усилий получить дополнительную  прибыль,  в  данном  случае  очень  большую. 

И наоборот, столько же проигрывает в международной торговле импортёр товаров. Понятно, что потребитель обычно не готов заплатить за тот же товар, что и ранее,  соответственно выросшую цену.

Рассмотрим  тот  же пример.  За импортный  товар, купленный  за  рубежом  за  $1,  в России    с  определенной  прибылью    раньше  можно   было выручить  6 руб.   Однако  после  девальвации  для  продолжения  закупок  по  той  же  цене в долларах  надо  иметь  уже  не  6, а  24 рубля. Значит, надо  резко  повышать  цену  при  его   продаже в  России.  И  сокращать  объемы  закупок, так  как  далеко  не  все  потребители  готовы  переплачивать  в  несколько  раз - кто-то  по  финансовам, а  кто и  по  чисто  психологическим  соображениям. Или  надо   искать  более  дешевые  источники  закупок. Но  здесь  речь  не о том,  что  делать  бизнесмену, а  о  том,  как  отрицательно  девальвация  влияет  на  импорт.

Отрицательный  эффект  для  импортеров  может  смягчить  политика местных товаропроизводителей  и торговцев,   которые также поднимают цены на свою продукцию  и хотя и не всегда доводят её до уровня импортных товаров, все  же   тем  самым  способствуют  быстрейшей  ликвидации  ценовых  последствий  девальвации. Так, в  1998 г.  в  России  подняли цены и те, кто производил и продавал товары исключительно отечественного производства,  в структуре цены  которых   практически полностью отсутствовали импортные компоненты. Таким образом, можно констатировать чисто субъективный подход к  ценообразованию, или, точнее сказать, реализацию политики монополизма.

В связи с удорожанием импорта более выгодным становится развитие  на  месте  импортозамещающих производств. При этом наблюдается  не только  повышение активности  национальных   товаропроизводителей,  но и  увеличение притока в  соответствующие  отрасли иностранного капитала в форме прямых инвестиций.  В  сложившейся  ситуации   ТНК  быстро реагируют   на  изменившуюся  обстановку   и  избирают другой способ внешнеэкономической экспансии – экспорт  капитала  вместо  экспорта  товаров.   Примерами  могут  служить,  в  частности,   российские  кондитерская,  пивоваренная, табачная, молочная промышленность, где   иностранные  компании  захватили  доминирующие  позиции.  Отмеченные  последствия  девальвации - сокращение  импорта,  рост  поступлений  от  экспорта, приток  капитала - отражаются  в  торговом  и  платежном  балансах.