Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 41

Канада  остается  главным   по  стоимостному   объему   рынком  сбыта  для   сделанных  в  США  товаров,  начиная  с  1946 г.  На  ее  долю  приходится   20%   товарного   экспорта  из  крупнейшей  экономики  мира.  Это  превышает  экспорт  в  Канаду  из   ЕС.  В  свою  очередь,  для  Канады   рынок  США  -  это  40%  ее  экспорта  товаров  и  услуг.  Он  поглощает  больше  канадских  товаров,  чем  все  потребители  в  самой  Канаде.  Более  40%  торговли  между  этими  странами  идет  по  линии  внутрикорпоративного  обмена.  Около  11%  ВВП  Канады  создается  в  филиалах  и  дочерних  компаниях   фирм  США.

Однако  формально  американо – канадская  интеграция  берет  начало  только  с  1  января  1989 г.  Тогда  вступило  в  силу  Соглашение  о  зоне  свободной  торговли  между  этими  двумя  странами.   1  января  1994 г.  начало  действовать  НАФТА  -  Соглашение  о  североамериканской  зоне  свободной  торговли,  охватившее  также  Мексику.   Эта  страна   еще  с  1990 – х  годов  стала  вторым  после  Канады  торговым  партнером  США.

Несколько   важных   характерных  особенностей  отличают  НАФТА  от  ЕС.  Во – первых,  минимум  бюрократической  надстройки.  Очевидно,  что  это  дает  большую  экономию  средств.  В  ЕС  аппарат  управления  разбух  до  огромных  размеров  и  продолжает  дорожать.

Во – вторых,  рекомендательный,  а  не  обязательный  характер  принимаемых  решений.   Тем  не  менее  интеграция  углубляется.  Координируются  и  болезненные  для  США  вопросы  безопасности,  иммиграции,  визового  режима  и  т. д.

В – третьих,  наличие   одного  из  участников,  который  многократно  превосходит  других  по  экономическим  параметрам.   Удельный  вес  ВВП  США  в  группировке  в  13 раз  больше  канадского  и  в  18  раз  -  мексиканского.   В  ЕС  такого  разрыва  нет,  там   есть   несколько    относительно   если  не  совсем   равных,  но  все  же  гораздо  ближе  друг  к  другу   по   экономической  силе   крупных участников  -  Германия,  Франция,  Великобритания,  Италия.

В – четвертых,  в  НАФТА  интеграция  носит   главным  образом  экономический  характер.  Социальные  и   политические  проблемы  Соглашением  не  оговариваются,  в  отличие  от  ЕС,  где  интеграция  охватывает    не  только  эти,  но   и  практически  все   остальные    возможные   аспекты  взаимоотношений.

В – пятых,  в  НАФТА  интеграционные  процессы  с  самого  начала  идут  на  двух  скоростях  -  сначала  США  и  Канада,  потом   присоединяется  Мексика,  если  и  когда  захочет.  В  ЕС  разноуровневый  подход   еще   только  намечается.

Важным  показателем  глубины  интеграционных  процессов   служит  удельный  вес  внутрирегионального  экспорта. В  НАФТА  он  растет,  но  пока   несколько   отстает  от  показателя  ЕС,  где  он  остается  практически  на  одном  уровне  -   соответственно  58%    против  62%.  В  то  же  время  по  доле  в  общемировом  экспорте  ЕС  вдвое  впереди  -  около  40%  против  19%,  как  и  в  объеме  накопленного  экспорта  прямых  инвестиций  -  53%  против  25%.  В  накопленном  мировом  импорте  прямых  иностранных  инвестиций  разница  меньше  -  40%  в  ЕС,  25%  в  НАФТА.

Среди  достигнутых  в  НАФТА   результатов  можно  также  назвать  почти  полное взаимное устранение   таможенных  пошлин,  завершение  интеграции  отраслей  обрабатывающей   промышленности,  разделение  производственного  процесса  по  крайней  мере  в  рамках уже  по  сути  единого  хозяйственного  комплекса   США  -  Канада,  создание  сквозных  транспортных коридоров  через  всю  Северную  Америку.  Интеграция   имеет  перспективы  развития  вширь  -  через  создание  зоны  свободной  торговли  с  34  странами  Латинской  Америки.

Ассоциация  государств  Юго – Восточной  Азии   -  АСЕАН  была  создана  в  1967 г.   Индонезией,  Малайзией,  Сингапуром, Таиландом,  Филиппинами. Потом присоединились   Бруней (в 1984 г.),  Вьетнам (в 1995г),  Мьянма  и  Лаос (в 1997 г.),  Камбоджа (в 1999 г.),  а  также  Папуа – Новая  Гвинея  в  качестве  специального  наблюдателя.