Международные экономические отношения: Учебник (Разделы 1-11: Мировой рынок. Сущность международных экономических отношений. Международные расчеты), страница 15

Сумма  экспорта   и  импортасоставляет   внешнеторговый оборот страны.  В  отличие  от  этого,  оборот  международной   торговли  рассчитывается,  исходя  только  из  общей  суммы  мирового  экспорта.  Иначе  имело  бы  место  удвоение  стоимости   вышедших  за  пределы  национальных  границ  товаров:  одно  и  то   же  изделие  сначала  было  бы  подсчитано  как  экспорт  одной  страны, потом  -  как  импорт  другой.   Но  сумма – то   от   реализации  данного  товара  на  рынке   одна, а  не  две.

В  текущем   десятилетии  внешнеторговый оборот РФ рос  исключительно  высокими темпами, достигнув  за  последние  годы  таких  показателей: в  2003 г. – 191,1 млрд. долл., в  2004 г. – 257,1,  в  2005 г. – 339,9, в 2006 г. – 439,  в  2007 г. - 552 млрд. долл.  Это связано преимущественно с резким ростом цен на экспортируемые энергоносители, а также с повышением спроса на импортные товары. Однако товарная структура российской внешней торговли пока не улучшается, так  как  сохраняется топливно-сырьвая направленность экспорта и чрезмерный импорт потребительских товаров.

По данным ФТС за 2007 г., внешнеторговый оборот РФ распределялся по группам стран следующим образом: страны ЕС – 51,4% (в том числе Германия – 9,6; Нидерланды – 8,4; Италия – 6,5;  Польша – 3,2; Великобритания   и Франция – по 3,0; Финляндия – 2,9;  Венгрия – 1,6;  Испания – 1,4; Чехия -1,3;  Словакия – 1,2; Бельгия – 1,1;  остальные члены  ЕС – менее  1%), страны АТЭС – 19,2 % (в том числе Китай – 7,3; Япония – 3,6; США –3,2;  Ю.Корея – 2,7;  остальные - менее  1%),  СНГ – 14,9 % (в том числе Украина – 5,4; Беларусь – 4,7; Казахстан – 3,0;  остальные – менее  1%),  Турция – 4,1%, Швейцария – 2,9 %,  Индия – 1%.  Доля  каждой  из  всех  остальных  стран  мира  составляет  меньше  1%.

Небывалым явлением во внешней торговле России, возникшим с начала 1990-х годов, стало "аномальное" соотношениемежду стоимостью экспорта и импорта, характеризовавшееся стремительным ростом положительного сальдо торгового баланса (коэффициент покрытия импорта экспортом достигал  2,5). В результате за последние 16 лет,  с  1992 г.  по  2007 г.,  суммарная величина этой разницы неуклонно возрастала, составив 1 трлн. долларов. Но эти средства   недостаточно  эффективно  используются для модернизации и устойчивого развития реального сектора экономики и крутого подъема все еще неоправданно низкого уровня жизни большинства населения  нашей  страны.

                            2.2.  Международная  торговля  услугами.

В  современных  условияхмеждународная   торговля услугами  приобретает  все  большее  значение.Это  понятно, поскольку экономика  сегодня  все  больше  ориентируется  на  оказание  услуг,  а  не  на  производство  товаров  в  традиционном  смысле  слова  (хотя  по  сути   услуга – тоже  товар, т.е.  предназначена  для   продажи). Поэтому  их доля  в  ВВП -  самая  большая  и  оценивается  Мировым  банком  в  68%    глобального   ВВП.   Естественно,  что    столь  значимая  сфера  деятельности  не  замыкается  в  рамках  национальных  границ,  выходя  далеко  за  их  пределы.

Внешняя торговля услугами,  как  и  интеллектуальной  собственностью,  относится  к  так  называемой  невидимойторговле.   В  отличие  от  видимой  торговли,  к  которой  относится  ввоз  и  вывоз товарно-материальных ценностей,  данные  объекты   не могут учитываться в таможенной статистике, но отражаются в платежном балансе страны.   В  Генеральном соглашении по торговле услугами – ГАТС  ВТО   зафиксировано,  что   международная  торговля   услугами  включает  не  только   трансграничный   обмен  ими,   но   и    реализацию  на территории  оказывающей  их  страны,   их поставку   путем коммерческого присутствия  на территории зарубежных стран, а также при временном пребывании  национальных   физических лиц в зарубежных странах.  Таким образом,  поставщик (исполнитель) услуги  и   ее  потребитель (заказчик) могут находиться   и   в  разных странах (трансграничное перемещение услуг),   и   в одной  и  той  же   стране – иностранного  поставщика  или иностранного потребителя услуги (трансграничное  перемещение производителей и потребителей услуг).   Поэтому  в  национальный экспорт услугвходитихпотребление  иностранными лицами не только за рубежом, но и в своей стране, а импортом услугсчитается получение иностранных услуг как на национальной  территории, так и в зарубежных странах.