Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 9

Исследования генетики доказали, что социальная информация, то есть личностные черты и качества приобретаемые человеком в процессе жизни в генном аппарате фиксироваться не могут, а следовательно, передаваться по наследству от родителей детям тоже не могут. Иначе говоря, такие социальные качества как доброта, вежливость, ответственность, дисциплинированность, честность и т.д. по наследству не передаются.

Они являются результатом специально организованного воспитания. Вывод: природные задатки человека – это потенциальная предпосылка формирования личности человека, реализация которой возможна лишь при условии специальной воспитательной работы.

Среда -  комплекс разнообразных внешних воздействий окружающих человека, совокупность условий его существования.

Понятие среда имеет несколько значений: 1. географическая среда (природные условия) – ее влияние опосредованно образом жизни и характером трудовой деятельности людей. 2. Социальная среда – а) дальняя – социально-экономические и культурные условия жизни, социальные институты и отношения, а также СМИ, которые формируют тип личности своей эпохи и систему соответствующих ценностей. Б) ближняя – социально-культурные условия региона, семья и ближайшее окружение личности – формируют личностные качества, потребности и мотивы. 3. Микросреда – особенности квартиры, рабочего помещения, микроволны влияют на развитие нервных тканей, психические особенности реакции на внешнее воздействие.

Целостное влияние среды можно показать следующим образом: 1. среда является источником развития человека как социального существа важным фактором его социализации (врастания в общество); 2. исследования показывают, что среда координально не влияет на развитие личности (одни и те же условия жизни приводят к разным результатам личностного развития детей) следовательно, среда – пассивный фактор развития. Ее влияние определяется отношением человека и зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. 3. даже самые благоприятные условия жизни не способны обеспечить реализацию главной целевой установки общества – формирование всесторонней и гармонично развитой личности. Поскольку для этого необходим специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс, а средовые влияния всегда носят стихийный и не преднамеренный характер.

Воспитание является определяющим фактором формирования личности, поскольку оно корректирует и направляет внимание всех других факторов.

Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность, отвечающую высоким социальным стандартам и идеалам.

Эффективность воспитательного воздействия – заключается в целенаправленном, сознательном, систематическом и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания в личностном развитии человека определяется тем, что оно: 1. использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнь и деятельность растущей личности – создает воспитывающую среду; 2. по возможности преобразует или нейтрализует негативные средовые влияния; 3. выявляет природные склонности и задатки растущей личности, способствует их развитию и претворению в деятельность; 4. оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новые содержания, адаптируя их к новым условиям жизни, конкретным условиям социального существования (учение о компенсаторных возможностях организма).

Таким образом, важнейшие функции воспитания определяющие его роль в развитии и становлении личности. К ним относятся: 1. диагностика природных задатков и проявления …; 2. запуск механизмов саморегуляции, самодвижения и саморазвития личности; 3. организация учебно-познавательной деятельности детей; 4. использование положительных природных и средовых функций для социального развития личности; 5. Воздействие на социальные условия, устранение или преобразование негативных условий жизни ребенка.

Развитие специальных способностей, обеспечив приложение сил личности в различных средах жизни. Внесение изменений в устойчивость природных наследственных особенностей. Обеспечение социализации личности.