Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 25

Урок – такая коллективная форма организации учебного процесса, которой присущи определенный состав учащихся, постоянство временных рамок – 45 минут, заранее составленное расписание, работа всех учащихся над одним учебным материалом.

В зависимости от тех дидактических целей, которые ставятся и решаются в процессе обучения – все уроки подразделяются на следующие типы – уроки комбинированные; уроки изложения нового материала; уроки закрепления ЗУН; уроки повторения и обобщения изучаемого материала; уроки проверки, оценки ЗУН учащихся; + нестандартные (инновационные формы обучения) – уроки семинары, конференции, дискуссии, диспуты, интегрированные уроки, уроки с применением игровых технологий, уроки взаимообучения, творческие отчеты учащихся и т.д.

Комбинированные уроки свое название получили потому что при их проведении ставятся и смешиваются (комбинируются между собой различные дидактические цели и задачи урока), такие как организация учеников к активной учебно-познавательной деятельности, повторение и проверка и усвоение пройденного материала, изучение новой темы и т.д.

Исходя из этого структура комбинированного урока включает в себя следующие этапы:

- организация учащихся к занятиям;

- повторно-обучаемая работа по пройденному материалу;

- работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;

- закрепление новой темы;

-применение новых знаний на практике и выработка соответствующих умений и навыков;

- задавание урока на дом;

- организация учащихся к занятиям.

Цель этого урока – отвлечь учащихся от тех психологических переживаний, которые мешают им включиться в учебную работу и психологически настроить их на активную учебно-познавательную деятельность.

Для этого учитель может использовать следующие приемы – войдя в класс сделать паузу, сделать тактичное замечание по поводу внешнего вида, поведения, наличия необходимых учебных пособий; четко указать на то, чем предстоит заниматься. Организационный момент должен быть четкий, характеризоваться определенным диапазоном, давать учащимся бодрость и энергию. 2й этап – повторно-обучаемая работа по пройденному материалу – этот этап урока играет важную роль организации учебной работы, поскольку во-первых побуждает учащихся лучше готовить материал дома, во 2х побуждает учащихся активно воспроизводить изученный материал, поскольку правильное знание на уроке связано с их активным воспроизводством. В 3х развивает речи и мышление учащихся При проведении этого этапа используют следующие методы – устный (индивидуальный, уплотненный, фронтальный); проверка домашнего задания, письменные ответы учащихся на вопросы написанные на карточках, тестирование, выставление поурочного балла, выполнение практических заданий аналогичных тем, которые задавались на дом. Заканчивается выставлением оценок и кратким анализом качества овладения учащимся изучаемого материала. Переход к 3 этапу. Работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.

В соответствии с закономерностями организации учебного процесса учебно-познавательная деятельность по усвоению новых знаний должна включать в себя 3 познавательных действия: восприятие теории, первичное и последующее осмысление, запоминание теории. Когда учитель в первый раз излагает учебный материал, ученики осуществляют его первичное восприятие и осмысление.

В результате у них формируется лишь поверхностное представление об изучаемых фактах и явлениях. Чтобы дать ученикам возможность усвоить новый теоретический материал на понятийном уровне, учитель должен предусмотреть двукратную работу по ее изложению и усвоению учащихся:

1. учитель сам 2ы излагает новый материал; 2. в начале учитель излагает новую тему, затем организует самостоятельную работу по учебнику; 3. учитель определяет тему и цель урока ставит вопросы, которые необходимо усвоить учащимся, а затем организует их самостоятельную работу по учебнику. После этого проводится беседа для более глубокого и точного усвоения новой темы; 4. на занятиях по химии, физики учащиеся овладевают новым материалом путем выполнения лабораторной, практической работы, под руководством учителя и с помощью ученика. 5. по методу Шаталова учебный материал излагается блоками