Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 11

Учитывая это явление представители современной научной педагогики все факторы, способствующие формированию личности подраздели на 2 группы: внешние: среда, воспитание; внутренние: наследственности, внутренние положительные переживания (эмоции и чувства) вызванные внешними (средовыми и воспитательными) факторами опосредствующие собственную активную деятельность личности в работе над собой.

Вывод: согласно явлению персонофикации получается, что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития, а воспитание является действенным лишь в том случае, если оно переходит в самовоспитание, которое является одним из главных показателей эффективности воспитания личности.

СОЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ.

15. Направленность воспитания на овладение общественным опытом как его главная сущностная характеристика. Деятельность-отношенческая концепция воспитания.

В отличие от средовых воздействий и влияний, которые носят стихийный и не преднамеренный характер, воспитание – это всегда целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс.

В чем его сущность? – отвечая на этот вопрос психолог Торндайк писал «слову воспитание придают различные значения, но оно всегда указывает на изменение …, мы не воспитываем кого-либо, если не производим в нем каких-либо изменений».

Философы утверждают, что развитие и формирование личности человека происходят путем присвоения человеческой действительности.

Воспитание же является тем самым средством, которые и позволяют человеку присвоить эту действительность и стать личностью.

Человеческая действительность есть не что иное, как созданный трудом (умственным и физическим) и творческой деятельностью людей общественный опыт, который включает в себя 4 компонента: знания; практические умения и навыки; способы творческой деятельности; социальные и духовные отношения (к родине, семье, другим людям).

Поскольку общественный опыт создавался людьми путем осуществления разнообразной деятельности каждый из его компонентов представляет собой результат собственного вида человеческой деятельности: знания – результат познавательной деятельности; умения и навыки – результат практической деятельности; способы творческой деятельности – результат художественной, музыкальной деятельности; социальная и духовная деятельность – результат познавательной деятельности и межличностного общения.

Философы говорят, что в каждом компоненте общественного опыта воплощена человеческая деятельность, следовательно, чтобы ребенок смог овладеть тем или иным компонентом общественного опыта (присвоить его), он должен эту деятельность распределить, то есть в сжатом виде повторить те умственные или практические действия, которые совершали люди чтобы создать этот компонент общественного опыта. Следовательно, глубинная сущность воспитания состоит не в морализировании, не в чтении нравственных нотаций, а во включении растущей личности в разнообразную деятельность. Только через механизмы собственной умственной или физической деятельности, собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом и формируется как личность, то есть воспитывается !!!

Для педагогики, однако важным является не столько факт включенности растущей личности в деятельность, сколько ее отношение к этой деятельности и меры ее активности в ней. Исследования показывают, что если ребенок участвует в организуемой педагогом деятельности без желания, без интереса, без напряжения волевых усилий, то эта деятельность практически не развивает его и не вносит ни каких изменение в структуру его личности.

Таким образом, в воспитание нужно не только включать растущую личность в деятельность, но и стимулировать ее активность в этой деятельности по овладению общественной деятельностью.

Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.