Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 20

Харламов уточнил и расширил эту классификацию в результате все используемые в современной школе методы обучения стали подразделяться на 5 групп:

1. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной   деятельности учащихся:

- рассказ

- объяснение

- школьная лекция

- беседа

- иллюстрации и демонстрации

2. Методы закрепления нового материала

- беседа

- работа с учебником

3. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового  материала

- работа с учебником

- лабораторные работы

4. Методы учебной работы по применению знаний и выработка практических умений и навыков.

- упражнения

- практические работы

5. Методы проверки и оценки знаний умений и навыков

- повседневное наблюдение за работой учащихся

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотнённый)

- выставление поурочного балла

- проверка домашнего задания

- контрольные работы (предупредить за 2-3 недели или сказать что после того как изучим раздел будет контрольная; сообщить параграфы по которым будет; за день провести подготовку к контрольной)

- тестирование (метод психологической диагностики, использующей  стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и имеющий определённую шкалу       значений)

- программированный контроль

Виды контроля:

1) Выявление ЗУН по теме, которая будет изучаться - предварительный

2) Текущий – на каждом уроке

3) Тематический

4) Итоговый

5) Переводные и выпускные экзамены

Технология обучения – способ реализации содержания образования предусмотренное учебными программами и представляющая собой систему форм, методов и средств обучения обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.

Основные признаки

1) Концептуальность – опора технологии на определённую научную концепцию

2) Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: целостностью, частей. логикой процесса и взаимосвязью всех

3) Управляемость – возможность диагностического целепологания, проектирования процесса обучения.

4) Эффективность

5) Воспроизводимость – возможность применения технологии в других учреждениях и др. субъектами

2. Методы устного (словесного) изложения учебного материала и приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приёмов активизации познавательной деятельности учащихся (биография учёного;  ходе исторического события)

Объяснения – пояснительно – сообщающий метод при котором учитель не только излагает новый материал но и анализирует, поясняет и доказывает те или иные его положения.

Школьная лекция – такой метод обучения, когда учитель в течении продолжительного времени 30-35 мин. урока устно излагает значительный объёму учебный материал используя приёмы активизации познавательной деятельности учащихся. Рассказ, объяснение и школьная лекция – это словесные монологические методы обучения. Беседа – диалогический метод, который ещё называется Сакратовским или частично поисковым.

С помощью беседы учитель излагает учебный материал не обладающий теоретической сложностью и по которому у учеников уже имеются отдельные представления.

Сущность:  учитель путём умело поставленных вопросов побуждает учащегося к рассуждению и анализу в определённой логической последовательности изучает фактор и явление и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений. Иллюстрация в переводе с лат. обозначает пояснение.

Демонстрация, показывание – эти методы являются сопутствующими при устном изложении знаний учителем и состоят в использовании иллюстративных материалов, а также демонстрации опытов, практических действий, что значительно облегчает восприятие и осмысление изучаемого материала.

Все методы устного изложения знаний должны сопровождаться приёмами стимулирования познавательной деятельности учащихся:

1) Содержательное и эмоциональное изложение нового материала с использованием интересных фактов и ярких приёмов

2) Использование средств наглядности

3) Создание проблемных ситуаций