Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 4

Основу научной педагогики составляет научно-материальная методология, фундаментом которой выступают следующие идеи: 1. в отличие от имеющихся хожд. в педагогической идеологии концепций, связанно формирование личности с самопроизвольным (спонтанным) развертывание заложенных в человек каких-то внутренних потенций, научная педагогика рассматривает этот процесс как социально детерминированный (определяющий), то есть обусловленный социально-экономическим уровнем развития общества, его требованиями, культурно-историческими особенностями развития страны, национальным нейтралитетом народа, его традиций в области образования и воспитания и т.д. 2. Научная педагогика исходит из материальной идеи о том, что источник развития человека как личности находится не внутри самого человека, а вне его, человек развивается под условие общественных условий и той социальной программы, которую ему предлагало общество. 3. несмотря на то, что человек как личность развивается по социальной программе, предлагаемой обществом, научная педагогика рассматривает ребенка не как объект внешних восприятий и средовых воздействий, а как субъект, то есть действующее лицо, субъект собственного развития и формирования, иначе говоря, научная педагогика огромное значение предает собственной активности личности в процессе социального развития и становления. 4. некоторые представители педагогики придерживаются мнения, что личностное (умственное и нравственное) развитие человека якобы предопределено биологической наследственностью и влияние этой наследственности носит факториальный характер. Научная педагогика не отрицает роли наследственности, но исходя из того, что человек обладает весьма большими возможностями в своем личностном развитии, и что при правильно поставленном воспитании он может совершенствовать и развивать свои природные склонности и задатки. 5. научная педагогика служит общественному прогрессу, утверждающему человеческую личность как высшую ценность на земле, что обуславливает необходимость гуманного, личностно ориентированного, системного и активно-деятельного  подхода к ее развитию и формированию.

Методология – этотакже система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Фундамент современной научной педагогики следующие методологические принципы:

Личностный – означает ориентирование при конструкции и осуществлении педагогического процесса на личность, как цель, субъект, результат, и главный критерий его эффект. Этот принцип настоятельно требует признания уникальности растущей личности, ее интеллект и нравственной свободы, право на уважение.

Деятельный – предполагает, что деятельность – это основа, средство, главное условие формирования личности, что предполагает в свою очередь не только включение ребенка в деятельность по приобретению общественного опыта, но и обучение его выбору цели, планирования деятельности, ее организации, регулировка, контроль, самоанализ и оценка результатов.

Полисубъектный – вытекает из того, что личность приобретает свое социальное, гуманистическое содержание в общении с другими людьми, то есть представляет собой продукт и результат межличностного общения диалога.

Культурологический –учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Этнопедагогический – ребенок живет и развивается в конкретной этнокультурной среде, принадлежит к определенному народу или нации.

Антропологический - система используемых данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Метод – это способ достижения цели.Педагогика развивается и совершенствуется благодаря появлению новых методов научно-педагогического исследования – то есть способов изучения педагогических явлений и процессов, способов их анализа, обобщения и фиксации. К числу наиболее значимых методов научного исследования педагогики относят педагогические наблюдения, исследовательская беседа, изучение школьной документации и творческих результатов учащихся, педагогический эксперимент изучения и обобщения передового педагогического опыта, педагогическое моделирование, теоретический анализ педагогических идей, социальные методы - агитирование, рейтинг, метод комплексных оценок и независимых характеристик, методы мат. статистики.