Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 33

- технология саморазвития личности ребёнка

- цель – образ человека самосовершенствующегося

7) концепция воспитания на основе потребностей человека

- воспитание как создание психолого - педагогических условий для удов- летворения базовых потребностей человека

Воспитательный коллектив и особенности его влияния на учащихся

2.Педагогическая сущность воспитательного коллектива, его структура, критерии сплоченности и динамика развития

Коллектив в переводе с лат. – объединяет. Это указывает на то, что под коллективом следует понимать некое объединение людей м/у которыми существуют определённые связывающие их отношения. Такие отношения подразделяются на деловые и личные.

Деловые связаны с выполнением членами коллектива определённых профессиональных функций и с соблюдением установленных норм и требований дисциплин установленных в данном коллективе.

Личные – затрагивают только сферу узко личной деятельности людей и базируется на личных симпатиях или антипатиях членов коллектива друг к другу.

Признак работоспособного и дружного коллектива – это налаженность и прочность деловых отношений. Но эти отношения должны обязательно подкрепляться личными симпатиями членов коллектива друг к другу, чтобы развивалась благоприятная психологическая атмосфера и благоприятный эмоциональный микроклимат коллектива.

Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в которых хорошо функционируют органы самоуправления, а меж личностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлениям к совместной деятельности и общему успеху, что обеспечивает всестороннее развитие, свободу и защищённость каждой личности.  

Чтобы создать детский воспитательный коллектив отвечающий всем вышеперечисленным признакам надо:

- продолжительное время

- знание спец. методики

Поэтому коллектив в своём формировании обычно проходит 4 стадии (в зависимости от характера предъявляемых коллективу требований):

1) в качестве сплачивающегося средства на этой стадии выступают педагогические требования предъявляемые педагогом. Субъект воспитания – педагог

2) требование педагога поддерживается активом т.е. наиболее сознательная часть группы предъявляет требование к своим товарищам. Субъект воспитания – актив.

3) Большая часть класса предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого ученика. Требование предъявляется в форме общественного мнения. Субъект воспитания - коллектив.

4) субъект воспитания – ученик т.е. происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива.

Функции коллектива:

1.  Регулятивная – коллектив является носителем определённых нравственных, мировоззренческих, эстетмческих установок.

2.  Организационная – коллектив основная форма организации детской жизнедеятельности.

3.  Консолидирующая – форма объединения, сплочения детей

4.  Стимулирующая – побуждение личности к развитию, торможение негативных проявлений детей.

5.  Воспитательная – целенаправленное педагогическое воздействие на каждую личность.

Структура школьного коллектива

1) единый общешкольный коллектив

2) первичные постоянные коллективы класса, предметных кружков, спортивных секций

3) первичные временные коллективы – студии, агит. бригады.

4) важное значение в структуре коллектива имеют органы ученического самоуправления (ученический комитет, староста класса)

Эти структурные подразделения и их лидеры официально избираются или назначаются  и по этому называются формальными структурами школьного коллектива.

Кроме официальных структур в школе существуют неформальные группировки учащихся ( малые группы), основанные на личных симпатиях и антипатиях, а так же лидеры этих группировок, которые могут оказывать как позитивное так и негативное влияние на деятельность коллектива.

3. Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива.