Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 26

Теоретические и методические основы воспитания

Воспитание отношений как процесс личностного воспитания учащихся и его исследование в педагогике

Специфика предмета и методики воспитания как средства личностного развития учащихся и определение его содержания в концепции и программе

Целостное развитие личности (воспитание в широком смысле) требует с одной стороны ее обучения, а с другой формирования здоровых, социальных и духовных отношений, то есть воспитания в узком смысле. Изучению теоретических и методических основ и проблем воспитания посвящен третий раздел «теория и методика воспитания»

Долгое время подвергалось сомнению необходимость и правомерность специально исследования процесса воспитания как специфического педагогического взаимодействия педагога и учащихся. Основанием для подобных сомнений явился факт, согласно которому обучение носит воспитательный и развивательный характер и оказывает существенное влияние на личностное формирование учащихся, поэтому никакой специальной воспитательной работы в школе проводить не нужно.

Впервые на ошибочность подобного суждения указал А.С. Макаренко. Он писал, что методика воспитательной работы имеют свою логику и свою специфику,  достаточно независимую от логики работы обучения и поэтому теоретическое обучение и воспитание составляют 2 сравнительно независимых раздела педагогической науки.

Еще более четко разделяла Н.К. Крупская обучение и воспитание, она указывала на то, что обучение направлено главным образом на овладение личностью знаниями и опытом их практическим применением. С этой точки зрения его результат характеризует обученность личности, воспитание же имеет своей целью – формирование у учащихся личностных черт и качеств (трудолюбие, честность и т.д.) которые характеризуют их воспитанность.

Обучение и воспитание – понятия близкие, но не тождественные, поскольку можно встретить множество людей, обладающих хорошей теоретической подготовкой, развитыми профессиональными умениями и навыками, но не обладающих необходимой культурой поведения и уровнем отношения к окружающему миру.

В этой связи А.С. Макаренко писал: «Даже при самой высокой обученности, личность может быть неполноценной, если у нее не сформировались здоровые духовные и социальные отношения к окружающему миру (к другим людям, к родине, к учебным или служебным обязанностям, семье и т.д.)»

Следовательно отношение и является настоящим объектом воспитательной работы в школе и процесса воспитания в целом.

Теория и метод воспитания направлен на формирование у молодежи здоровых социальных и духовных отношений, занимаются научной разработкой ряда специальных проблем воспитания.

К этим проблемам относят: 1. проблемы раскрывающие сущность воспитания в узком смысле как специфического педагогического процесса; 2. проблемы – определяющие содержание воспитательной работы; 3. разработка методических основ воспитания; 4. совершенствование системы воспитательной работы по формированию у учащихся личностных качеств.

Содержание воспитания как важная проблема организации воспитательного процесса определена в концепции и программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи выдвигает следующие задачи воспитания: 1. формирование морально-эстетической культуры (нравственное воспитание); 2. формирование национальной культуры (знание языка, достижения искусства, науки и техники, знание истории и традиций); 3. формирование гражданской культуры (воспитательное правосознание, системы знаний о собственных правах и обязанностях, государственных законах); 4. формирование психологической культуры (социальное воспитание); 5. формирование культуры труда (трудовое и экономическое воспитание, профессиональная ориентация); 6. воспитание и формирование культуры семейных отношений; 7. формирование гендерной культуры (обоснование психо-физиологических и эстетических особенностей, юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.); 8. формирование культуры здорового образа жизни (… и физическое воспитание); 9. формирование эстетической культуры; 10. формирование экологической культуры (экологическое воспитание и образование)