Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 10

Влияние наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним фактором - деятельностью личности.

Поскольку, как показывают многочисленные исследования развития, развитие ребенка не всегда определяется социальными и наследственными факторами.  Например, если учитывать только влияние социальных факторов невозможно объяснить почему в худших условиях явно не выдающиеся по природным задаткам люди нередко добиваются больших успехов в развитии, чем те, кто находится в лучших условиях; или же с точки зрения наследственности факторов нельзя дать ответ на вопрос почему в одних и тех же условиях жизни обучения и воспитания люди с одинаковой наследственностью вырастают разными.

Научно обоснованный ответ на эти вопросы дал философ К. Маркс. Он обосновал положение о том, что человек развивается только в деятельности, путем ее преобразования он совершенствует и видоизменяет свою собственную природу и формируется как личность.

В педагогике эту же мысль высказал К.Д. Ушинский. Он пришел к убеждению, что человек сам принимает деятельное участие в преобразовании своего характера, своей личности. Но для учебно-воспитательной практики установленные факторы собственной преобразующей деятельности имеет то значение, что воспитатель, педагог, учитель, желая сформировать личность ребенка должен включить его в деятельность по преобразованию окружающей действительности, овладению общественным опытом.

При этом он должен учитывать, что эта деятельность ребенка может быть пассивной, а может иметь и активный характер.

Всестороннее личностное развитие человека возможно лишь в том случае, если его деятельность по овладению социальным опытом носит активный характер. Опосредствуется собственным напряжением, то есть человек превращается не в объект воспитания, а в субъект собственного развития и воспитания. Иначе говоря, слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека, его желаниях, потребностях, мотивах, интересах, требует непосредственного активного участия в собственной деятельности.

4. Характер ответа на вопрос «Когда ребенок становится субъектом воспитания и собственного развития в значительной мере определяет сущность теории и технологии современного воспитания.

Современная педагогическая наука важнейшими методологическими принципами которой являются личностный (личностно-ориентированный) и деятельностный (деятельностно-отношенческий) подходы рассматривают растущую личность как субъект собственного развития и формирования, собственная активная деятельность, позновательная трудовая, спортивная, художественная, техническая и т.д., которой определяют степень или уровень этого развития.

Активность личности как ее деятельности имеет избирательных характер: развитие личности происходит под влиянием не любых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самой личности обращены к ней и выражают ее собственное желание и интересы.

Например, если воспитательное воздействие исходящих от учителя, ученик воспринимает положительно, задумывается над своим поведение и, проявляя активность, стремится к улучшению своего поведения к совершенствованию своей учебной деятельности, то тогда воспитание действительно играет определенную роль в его личностном развитии и формировании. Если же воспитательные усилия педагога вызывают у школьника внутренние негативные  переживания, то оно лишается своего педагогического эффекта, не вызывающего у ребенка позитивной активности, а может даже спровоцировать и сопротивление.

Таким образом ребенок не является пассивным объектом воспитательных воздействий, у него всегда формируется собственная внутренняя позиция отношения к этим воздействиям в зависимости от которой, он будет либо сам активно участвовать в собственном развитии и формировании или же будет оставаться пассивным.

Это явление получило название в педагогике персонофикация. Его сущность в том, что человек формируется как личность под влияние внешних (средовых и воспитательных) факторов, но эти факторы лишь в той мере способствуют личностному формированию человека, в которой они вызывают у него внутреннее положительное отношение (положительные эмоционально-чувственные переживания) и, опосредствуясь его собственной активностью побуждают к деятельности, к работе над собой.