Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 21

4) Постановка познавательных вопросов и задач побуждающих учащихся к активной интеллектуальной деятельности.

5)Побуждение учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала.

6) Выделение учащимися важнейших положений и понятий, и побуждение их к постановке вопросов перед учителем.

7) Побуждение учащихся к анализу проводимых примеров и фактов, к сравнению нового материала с ранее изученным

I.  Все методы устного изложения знаний объединяют те общие  приёмы с помощью которых учитель организует их применение.

1 приём – определение темы и изложение плана

2 приём непосредственное изложение знаний с использованием беседы, объяснения, рассказа, приёмов стимулирования познавательной активности учащихся, обобщение новой темы.

II.  Методы закрепления нового материала на уроке – это закрепляющая беседа и работа с учебниками. Закрепление новой темы является очень важным этапом учебной работы поскольку позволяет учащимся осуществить последующее осмысление и запоминание новой темы, что способствует её более прочному и глубокому усвоению.

Сущность закрепительной беседы – в том, что учитель путём умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения учащимися. Этот метод используется когда нужно закрепить не сложный теоретический материал.

Если же новая тема характеризуется высокой содержательностью и понятийной сложностью, то следует использовать метод работы  с учебником.

Работа с учебником по закреплению нового материал заключается в изучении материала учебника и выполнении др. познавательных действий (конспектирование, составление тезисов, приведение примеров и т.д.) с целью более прочного и глубокого его усвоения.

Методика работы с учебником по закреплению знаний включает в себя следующие приёмы:

1) чёткая постановка целей

2) указание вопросов на осмысление и усвоение которых должны обратить внимание  учащиеся

3) определение порядка работы с учебником и способов самоконтроля

4) наблюдение за ходом работы и оказание помощи отдельным учащимся

5) беседа по закреплению новой темы

III. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению новой темы.

Эти методы используются, если новая тема, не отличается высокой теоретической сложностью и ученики способны усвоить её самостоятельно с помощью учебника  или проделывая различные опыты.

Самостоятельная работа – такая работа которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей проявляя свои силы и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или практических действий.

1) Самостоятельная работа с учебником – овладение знанием осуществляется самостоятельно путём вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нём фактов, примеров и теоретических обобщений. При этом одновременно приобретается умение работать с литературой.

Методика включает в себя след. приёмы:  

- проведение вступительной беседы, в которой определяется тема, цель, обозначаются вопросы, которые должны быть усвоены учащимися и определяется порядок самостоятельной работы с учебником.

- учащиеся обеспечиваются (если необходимо) наглядными пособиями или техническими средствами обучения (ТСО)

- контроль за ходом самостоятельной работы и оказание помощи

- проведение закрепляющей беседы по новой теме

2) Лабораторная работа – (с целью самостоятельного изучения учащимися новой темы) – метод обучения при котором учащиеся под руководством учителя и по  заранее данному плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определённые практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.

Методика включает следующие приёмы :

- постановка темы или задач лабораторной работы

- определение порядка лабораторной работы

- инструктирование по технике безопасности

- непосредственное выполнение лаб.раб. под контролем учителя.

- подведение итогов и формулирование вывода.