Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 32

Т.о. воспитательную технологию модно определить как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера, педагогического влияния на ребёнка в процессе воспитательного взаимодействия. Область педагогики изучения технологии называется прикладной педагогикой.

Педагог должен быть подготовлен содержательно (знать педагогическую теорию, методически знать и владеть методикой образования и технологически т.е. знать и владеть воспитательной технологией)

В современной литературе выделяют 3 уровня понятия педагогическая технология (воспитательная технология)

1) обще-педагогическая технология характеризуется целостный воспитательный процесс в данном регионе, в данном учебном заведении: гуманно-личностная технология; система воспитания в Павложской школе В.А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко; школа как воспитательная система В.А. Караковского и др.

2) Частно-методическая педагогическая технология – совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета или направления воспитания или авторской школы. Напр. технология выявления и развития творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности, в творческой комнате И.П.Волкова; и технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова

3) Локальная (модульная) педагогическая технология является технологией отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технологией решения конкретных учебных или воспитательных задач. Напр. технология предъявления педагогических требований, технология создания воспитательной среды, технология этической защиты и т.д.

2. Понятие концепции воспитания. Современная концепция воспитания

Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел. Исходя из этого под концепцией воспитания следует понимать систему взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности.

Выделяют следующую концепцию воспитания:

1) системно – ролевая концепция формирования личности ребёнка:

- воспитание рассматривается как целенаправленный процесс регулирова- ния освоения личностью системы социальных ролей

- системно-функциональный подход к построению деятельности педагога.

- зависимость отбора критерия эффективности воспитательного процесса от возрастных особенностей ребёнка по освоению системы социальных ролей.

2) концепция системного построения процесса воспитания:

- воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности ребёнка

- цель и принципы гуманистической системы воспитания

- роль общечеловеческих ценностей в определённом содержании форм и способов организации воспитательного процесса.

3) концепция формирования образа жизни достойного человека

- воспитание как восхождение к культуре современного общества.

- истина, добро и красота как основание жизни достойного человека

- освоение, усвоение и присвоение – важнейшие процессы формирования личностью ребёнка своего образа жизни

4) концепция воспитания ребёнка как человека культуры

- воспитание как помощь ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении

- субъектный опыт личности – основа содержания воспитательного процесса

- использование технологии личностно - ориентированного воспитания

5) концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития  (О.С. Газман)

- современные представления о цели как идеале и реальном ориентире в воспитательной деятельности

- базовая культура личности как основа содержания воспитательного процесса

- технологии педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных проблем

6) концепция самовоспитания школьника

- самовоспитание как процесс осознанного управляемого самой личностью развития