Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 19

Поскольку обучение является частью целостного педагогического процесса, ему присущи 8 общих принципов целостного педагогического процесса. Но поскольку обучение имеет своей главной целью овладение учащимися ЗУН ему присущи свои специфические принципы:

- принцип научности обучения

- проблемности обучения

- доступности обучения

- наглядности обучения

- активности и сознательности учащихся в процессе обучения

- систематичности и последовательности обучения

- прочности обучения

- единства обучающих, развивающих и воспитательных функций обучения

Эти принципы сформулированы классикой педагогической науки, поэтому они носят название классических или традиционных принципов обучения        (см. 185-195)

В 80х годах 20ст. педагогами новаторами и дидакторами новаторами были сформулированы современные принципы обучения. К их числу относят:

1) принцип обучения на высоком уровне трудности

2) принцип развивающего обучения: наука развивается быстрыми темпами  и многие знания предложенные для школьного обучения быстро устаревают.

Поэтому главная задача школы состоит не столько чтобы дать знания применение которых в будущем не актуально, сколько в том, чтобы развить интеллектуальные способности учащихся, сформировать у них культуру учебного труда и выработать стремление к самостоятельному получению знаний, работе с научной литературой т.е. к самообразованию.

3) принцип успеха и оптимизма обучения

4) принцип опоры – использование опорных конспектов, символов, плакатов, схем облегчающих процесс усвоения уч. материала.

Теория обучения и активизации познавательной деятельности учащихся

1. Понятие о методах, приёмах и технологиях обучения. Классификация методов обучения.

Метод – ( лат. – способ, путь к достижению цели) – под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемой ими способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач направленных на овладение изучаемого материала.

Каждый метод обучения состоит из ряда дидактических приёмов.

Приём – составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Напр. метод упражнения состоит из ряда дидактических приёмов.

1. определение цели и разъяснение способов выполнения

2. показ учителем образца выполнения

3. первоначальное воспроизведение учениками показанного учителем образца

4. самостоятельная тренировочная деятельность учащихся

5. контроль и проверка результатов выполненных действий

В 20е гг. применялось два метода обучения:

1) метод готовых знаний

2) исследовательский метод

В сер. 20в. учёные Голанд, Лордкипанидзе предложили классифицировать методы обучения в зависимости от источника получения знаний учащимися (слово, наглядность или практическая деятельность)

В результате сложилась система методов обучения включающая 3 группы:

-- словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция, работа с    учебником)

--  наглядное методы обучения (метод иллюстрации, демонстрации, наблюдения)

-- практические методы (упражнения, лабораторные работы, практические работы)

В 70х г. 20ст. учёные Лернер и Скаткин предложили свою классификацию методов обучения исходя из характера познавательной деятельности учащихся.

1) объяснительно-иллюстративный метод – сообщение знаний и организация усвоения их  учащимися

2) репродуктивный метод – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний по заданному образцу

3) методы проблемного изложения знаний – раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения

4) Частично-поисковые методы - постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решения проблем.

5) исследовательские методы – обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

В это же время дидакты Данилов и Есипов предложили классифицировать все методы обучения на 3 группы в зависимости от тех дидактических задач, которые решаются в процессе обучения.

1) методы изложения знаний учителем

2) методы закрепления знаний и выработка практических УН

3) методы проверки и оценки ЗУН