Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 30

Под методом упражнений понимается многократное повторение действий и поступков учащихся с целью образования у них необходимых навыков и привычек поведения. С физиологической точки зрения навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления  определённого образа действий, определённых нервных связей  м/у организмом и внешней средой т.е. условные рефлексы. С психологической точки зрения формирование навыков и прив. поведения связано с повторением одних и тех же психологических переживаний.

Приёмы организации

1)  постановка воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения

2)  разъяснение способов деятельности

3)  практический показ этих способов, действий

4)  первоначальное воспроизведение показанных образцов

5)  последовательная тренировочная деятельность

6)  предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения

7)  контроль за поведением

4.Назначение и сущность вспомогательных методов воспитания. Комплексное использование методов воспитания.

Одобрение – признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей выражаемые публично или в личной форме (похвала, награждение книгой, благодарность родителям, помещение фото на доску почёта)

Осуждение – неодобрение, порицание и отрицательная оценка действий и поступков ученика противоречащих нормам и  правилам поведения ( замечание, выговор, вызов на педсовет, приглашение родителей в школу, перевод в др. школу и т.д)

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые вызывают у учащихся при применении:

- одобрение вызывает чувство радости и стимулирует ученика к дальнейшему совершенствованию своего поведения

- осуждение вызывает противоположные действия: чувство раскаяния и стремление к преодолению допущенных недостатков.

Методы одобрения и осуждения только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, общественное мнение коллектива класса, когда одобрение и осуждение сопровождаются анализом моральной стороны совершаемых детьми поступков, необходимо соблюдать меру при использовании этих методов. В частности в младших классах метод одобрения используется чаще, а в старших классах за наиболее яркие поступки.

Случается так что школьники увлекаются каким-то делом, напр. компьютер, азартные игры или же вовлекаются в деятельность асоциального характера: проституция, наркомания и т.д., и совершают поступки, которые наносят  вред самим и окружающим. В этих случаях применение всех вышеназванных методов воспитания малоэффективно. Гораздо больший педагогический эффект может привести комплексное использование методов требования, контроля за поведением и переключение на др. виды деятельности.

Требование – такой метод воспитания, который выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, которые направлены на улучшение их поведения.

Средствами метода требования является просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания.

По своей форме требования бывают:

- прямые (указание, приказ)

- косвенные (совет, намёк, просьба)

Требования также бывают непосредственные, когда они напрямую обращены к детям и опосредованные, когда у детей вызываются последующие требования к своим товарищам. Формой коллективного требования также является общественное мнение.

Применение требования эффективно при след. условиях:

1)  требования должны быть выполнимы

2)  предъявленное требование должно быть выполнено (контроль)

3)  в требованиях педагогов и родителей должно соблюдаться единство

4)  требование педагога должны поддерживаться коллективом учащихся

Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремления учащегося, на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются не здоровые увлечения и т.о. создаются новые психологические переживания и установки. Т.е. психологической основой этого метода является создание новых психологических переживаний и установок, как побудительных мотивов изменения их деятельности и поступков.