Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 18

Следовательно, чтобы овладеть учебным материалом ученик должен осуществить систему учебно-познавательных действий включающих в себя:

- восприятие знаний

- первичное и последующее их осмысление

- запоминание теории

- упражнения к применению на практике

- повторение, обобщение и систематизация ЗУН

(1) Усвоение теории начинается с её восприятия, которое осуществляется учащимися с помощью органов чувств.

Восприятие – отражение в сознании человека ощущаемых с помощью органов чувств  внешних свойств, качеств и признаков изучаемого процесса или явления.

Результатом восприятия предмета или явления является формирование представлений о нём.

Представление – низшая форма знания. Это зафиксированный в сознании человека внешний образ отражающий несущественные свойства и признаки                                изучаемого процесса или явления.

Для того, чтобы раскрыть сущность изучаемого процесса или явления нужно проделать специальную мыслительную операцию включающую в себя анализ, синтез, логическую группировку, установление причинно-следственных связей. Результатом которой является глубинное понимание этого явления и формирование понятий.

Понятие – высшая форма научного познания в которой раскрывается сущность                      познавательных явлений и предметов и которая выражается в виде правил, законов, выводов и теоретических обобщений.

Осмысление бывает первичное (когда ученик в первый раз обращается к восприятию и изучению изучаемого материала) и последующее (когда учитель организует закрепление новой темы путём беседы, работы с учебником )

Учебный материал нужно не только понимать, но и знать т.е. сохранять в памяти и уметь воспроизводить. Средством запоминания теории является её повторение или воспроизведение.

Воспроизведение бывает активным и пассивным. При пассивном запоминании ученик не напрягая воли и не концентрируя произвольного внимания усваивает только то, что уже учил раньше.

Лучшим средством запоминания теории является её активное воспроизведение, включая в себя следующие приёмы:

1. пересказ по частям, целиком вслух и про себя

2. составление плана

3. устное или письменное составление тезисов

4. ответы на вопросы для самоконтроля и продумывание собственных примеров

В зависимости от временных рамок усвоения теории запоминание бывает во первых: концентрированное, которое заключается в одноэтапном воспроизведении и изучении учебного материала после которого наступает быстрое забывание поскольку знания переходят в оперативную память. И во вторых: рассредоточенное запоминание при котором усвоение теории происходит в несколько этапов в течении некоторого времени.

(2) Применение теории на практике и выработка соответствующих практических умений и навыков требует организации специальных тренировочных действий – упражнений, их использование связано с рядом трудностей:

1. ученики более успешно усваивают теорию, но испытывают трудности при перенесении общего смысла усвоенного правила закона или вывода на конкретную практическую ситуацию. Поскольку всё общее проявляется в большом многообразии конкретного и частного.

2. каждый ребёнок имеет свой темп развития, свои специфические способности, темп психического и интеллектуального развития.

Поэтому преступать к тренировочным упражнениям нужно только после хорошего овладения теорией; необходимо усиливать тренировочную деятельность учиться; доходчиво разъяснять им способ выполнения практических действий.

(3) Повторение, систематизация и углубление ЗУН.

Этот этап обучения крайне важен, поскольку сущность изучаемого явления нельзя раскрыть во всём многообразии его смысловых оттенков в результате однократного изучения. Необходимо многократно к его повторению, чтобы предотвратить забывание и осуществить рассредоточение, усвоение.

Повторять надо каждую тему и каждый раздел; приучать учиться к активному воспроизведению; обязательно обеспечивать работу на дом. 

4. Традиционные и современные принципы обучения.

Принципы обучения – это исходные теоретические положения определяющие деятельность учителя и характер образовательной деятельности учащихся.