Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 15

( спец. общественный заказ )                                  

--  изменения в развитии науки и техники

-- методологические позиции учёных дидактов по вопросу об источниках умственного развития личности.   

В зависимости от методологических взглядов и позиций учёных дидактов были сформулированы след. теории содержания образования.

1. дидактический энциклопедизм

2. дидактический формализм (формальная теория образования)

3. дидактический материализм ( теория материального образования)

4. дидактический утилитаризм (проектная система обучения)

5. функциональный материализм ( Оконь)

(1) Дидактический энциклопедизм – сложилось в начале 17 века. Ее сторонники считали, что основной целью образования является передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделял Коменский, многие годы своей жизни осветивший созданию универсального ученика, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для жизни.

(2) форма теоретического образования рассматривала  обучение только как средство развития ума, мышления, памяти т.е. умственных способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных предметов по мнению сторонников этой теории должна служить их развивающая ценность представленная в математике и классических иностранных языках.

Методологическая основа – философия рационализма

(3) Теория материального образования сложилась в конце 18в. , когда стало развиваться промышленное производство  и возникла необходимость в основательной, практической и естественно-научной подготовке молодёжи. Сторонники этой теории (Г.Спенсер и др) исходили из философии эмпиризма, согласно которой источником знаний является опыт, собственная практическая деятельность человека.

Вывод: вооружать учащихся нужно только теми знаниями, которые имеют ярко выраженный прикладной характер и пригодный для их будущей деятельности.

(4) Проектная система обучения возникла в США в кон. 19в. (Дж. Дьюи и У.Килпатрик). Основные постулаты этой теории: за ранее составленные учебные курсы и учебники не нужны; 2) обучение по средствам  делания; 3) дети сами определяют качество и количество обучения. Суть Учитель вместе с учениками проектирует решение какой-либо практической задачи которую ученики осуществляют попутно получая знания связанная с выполнением отдельных практических действий

(5) в содержании  отдельных предметов должна отражаться только ведущая идея, а основное учебное время учащихся нужно отводить на практич. применении этой теории и выработку соответствующих умений и навыков.

3.Документы и источники определяющие содержание школьного образования.

Документами регламентирующими содержание образования (СО) :

-гос. образовательные стандарты (стандарты образования)

-учебные планы

-учебные программы

-учебники и учебные пособия

Разработка СО основывается на гос. стандарте общего образования, который отражает общественный заказ образования вместе с реальными возможностями системы образования. Гос. образовательные стандарты – документация служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников не зависимо от форм получения образования.

В них закрепляются цели, задачи и содержание образования, что даёт возможность диагностировать результаты и сохранять единое образовательное пространство.

Гос. стандарт определяет:

1.  min содержание основных образовательных программ

2.  max объём учебной нагрузки учащихся

3.  требования к уровню подготовки учеников.

На основе образовательных стандартов создаются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

Учебный план – утверждённый министерством образования РБ документ в котором определяется состав учебных предметов изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и общий объём отводимого на это время.

У учебных планов в РБ выделяют след. компоненты 1) базовый (обязательные предметы) 2) дифиринцированый; 3) школьный ( предметы определяемые советом школы)

Типы учебных планов: базисный, типовой (рекомендательный характер), учебный план средней школы.