Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 12

Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Только включая растущую личность в разнообразную деятельность по овладению общественным опытом и стимулируя ее собственную активность в этой деятельности можно добиться высоких результатов в ее воспитании, то есть в социальном развитии и формировании.

2. Сущность понятий воспитания в широком смысле и воспитание в узком смысле, понятие обучения, их специфика и взаимосвязь.

Общественный опыт состоит из 4 компонентов. Даже не сведущему в педагогике человеку очевидно, что овладение ЗУН и способами творческой деятельности требует организации учебно-познавательного процесса или обучения.

Совершенно иной является специфика овладения ребенком 4 компонентов общественного опыта – социальными и духовными отношениями. Связано это с тем, что отношения являются сложным психолого-педагогическим феноменом и в качестве . . . включает в себя потребности знания, чувства, взгляды, убеждения, чувства и привычки поведения.

Чтобы сформировать потребностно-мотивационную, эмоционально-чувственную, волевую и поведенческую сферу личности, связанную с тем или иным отношением (дисциплинированностью, трудолюбием, честностью и т.д.) нужно организовать специальный педагогический процесс, выходящий за рамки обучения и называемый воспитание в узком смысле.

Таким образом, целостный педагогический процесс, который принято называть воспитанием в широком смысле, на практике развивается на 2 самостоятельных, но взаимосвязанных процесса обучения и воспитания в узком смысле

Целостно педагогический процесс

Воспитание в широком смысле – овладение личностью всеми компонентами общественного опыта

Обучение – овладение первым, вторым                      воспитание в узком смысле третьим, а также мировоззренческими и                     формирование социальных и

нравственно-эстетическими идеями                            духовных отношений

Несмотря на специфичность обучения и воспитания в узком смысле эти 2 процесса взаимообуславливают друг друга и взаимопроникают друг в друга. Что и обеспечивает целостность педагогического процесса и целостность формирования растущей личности. Это взаимосвязь проявляется в том, что 1. воспитание включает в себя элементы обучения, нельзя сформировать у личность какое-то отношение (качество) предварительно не обучив его простейшим элементам этого отношения; 2. В процессе обучения происходит формирование у личности различных отношений, поскольку обучение носит воспитательный характер и содержит в себе большой воспитательный потенциал.; 3. обучение и воспитание в узком смысле имеет много общих методов (убеждения, контроля, и т.д.) Таким образом, целостность педагогического процесса понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов в нем возникающих и протекающих во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса в связях педагогического процесса с явлениями ОС.

Структурными компонентами целостного педагогического процесса является: цель - методы – формы – деятельность педагога – деятельность учеников и результата этой деятельности.

3. Понятие об общих закономерностях и принципах воспитания

Чтобы успешно осуществить целостный педагогический процесс и добиваться высоких результатов в обучении и личностном формировании учащихся, педагог должен знать те общие закономерности и принципы, на основе которых этот процесс организуется и функционирует

Закономерности воспитания – существенные, устойчивые и повторяющиеся связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в развитии и формировании растущей личности.

Выделим в 8 общих закономерностей воспитания:

1. Воспитание есть процесс организации разнообразной деятельности растущей личности;

2. В процессе воспитания необходимо стимулировать активность личности в организации деятельности;

3. В процессе воспитания нужно проявлять к воспитанникам уважение, доброжелательность и гуманизм в сочетании с высокой педагогической требовательностью;

4. В процессе воспитания нужно открывать перед ребенком перспективы его личностного роста и помогать ему добиваться радости успеха;