Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 29

Общие методы воспитания по Харламову. К числу этих методов относятся:

- убеждение

- положительный пример

- упражнение

Эти методы – основные

- одобрение

- осуждение

- контроль

- переключение на другие виды деятельности

- требование

А это – вспомогательные, регулятивно-коррекционные

Поскольку воспитание любого качества связано с воздействием на потребностно - мотивационную, интеллектуально- чувственную и поведенческо - волевую сферу личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется его функциональной ролью. Это позволяет классифицировать общие методы воспитания по следующим группам:

1) Методы стимулирования деятельности и поведения

- убеждение

- положительный пример

- одобрение

- осуждение

- требование

2) Методы организации познавательной деятельности и формирования у учащихся общественного сознания

- убеждение

- положительный пример

- требование

3) Методы организации деятельности и общения учащихся

- упражнение

- контроль

- переключение

3. Характеристика основных методов воспитания

Метод убеждения

Первый этап правильно организованного воспитания – это развитие сознания учащихся т.е. обогащение их знаниями о нормах и правилах общественного поведения и выработка соответствующих взглядов и убеждений. Обусловлено это тем. что невозможно сформировать какое- либо положительное качество у ребёнка  не добившись прежде ясного понимания сущности и значения этого качества.

Убеждение – это такой метод воспитания который выражается в глубоком и эмоциональном разъяснении сущности социальных и духовных отношений в развитии сознания чувств, взглядов и убеждений формируемой личности в побуждении её к активной работе по совершенствованию своих свойств и качеств.

Психологической основой этого метода является принцип оперативного сознания человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опереж. отражение базируется главным образом на знании норм, правил и принципов поведения, которые учащиеся усваивают в процессе использования учит. метод убеждения

К важнейшим средствам метода убеждения относятся учебная деятельность, разъяснительные беседы, диспуты, школьные виктории и т.д.

Метод положительного примера

Развитие личности происходит не только под влиянием слова как средства  исключительное значение имеют положительные примеры и образцы поведения и деятельности других людей. Воспитательное влияние метода положительного примера основывается на следующей закономерности. Явления воспринимаемые зрением быстро без труда и прочно запечатляются в сознании. Сущность состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей, для формирования у учащихся стремления к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию  своих личностных качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния этого метода на воспитание детей является их природное подражание.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что воспринимая более совершенные образцы поведения и деятельности дети переживают внутреннее противоречие м/у достигнутым и желаемым уровнем развития и это стимулирует их к улучшению своих личностных черт и качеств своего поведения.

Средства положительного примера. В процессе воспитания используются положительные примеры поведения и деятельности учёных, писателей и др. кроме этого в воспитании используют и отрицательные примеры. В современной практике воспитания принято отдавать предпочтение  положительным примерам, потому что отрицательные примеры могут оказаться для детей привлекательными.

Метод упражнения.

В освоении метода общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребёнка писать, рассказывая как пишут другие.

Выдающийся советский педагог Макаренко указывал, что нравственность человека  не может базироваться на его сознательности, поэтому детей нужно вооружать практическим опытом и формировать у них навыки и привычки общественного опыта. Лучшим методом закрепления и выработки нравственных привычек у детей он считал упражнение в “правильном” поступке.