Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 23

- учебный процесс состоит из последовательных шагов содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению.

- каждый шаг завершается контролем

- при правильно выполненном задании ученик получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения

- при правильном ответе ученик получает помощь и дополнительное обучение

- каждый ученик работает самостоятельно в пассивном для него темпе

- результаты всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как учащимся так и педагогам

- педагог выступает помощником и организатором обучения, осуществляет индивидуальный подход

- широко используется программированные учебные пособия, тренажёры, контролирующие устройства и т.д.

6. Модульное (блочно-модульное) обучение стало широко использоваться в 80х г. 20в.

Суть – изучение материала осуществляется не отдельными темами, а блоками.

Учебный модуль – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить учащийся. Он содержит цель и задачу обучения, основные научные понятия которые должны усвоить учащиеся перечень приобретённых при этом ЗУН, последовательность изучения материала, формы от чёткости и критерии оценки.

7.  развивающее обучение. Вид обучения в котором на ряду с передачей конкретных знаний большое внимание уделяется процессу интеллектуального развития ученика. В развивающем обучении центральной фигурой от которой зависит успех является не учитель, а ученик, функция учителя сводится не к передачи знания, а в организации умственно-познавательной деятельности детей в развитии их мышления.

2. Понятие об организациях формах обучения и историческом развитии.

В дидактике очень часто смешиваются понятия метод и форма обучения – это не правильно.

Метод обучения представляет способ практического решения дидактических задач и в этом смысле он является внутренней содержательно- процессуальной стороной процесса обучения.

Форма (лат. наружный вид, внешнее отражение)

Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса, которая характеризуется количественным составом учащихся, временем и методом обучения, а также порядком его осуществления.

Напр. по количеству обучаемых выделяют формы индивидуального, группового микрогруппового или коллективного обучения.

Различают классический урок (45 мин), спаренные занятия (90 мин), ускоренные спаренные занятия (70 мин)

По месту:

-стационарные (урок)

-выход (экскурсия)  

В истории педагогики оставили заметный след такие формы обучения как:

1) индивидуальное обучение

2) индивидуально- групповое обучение. Учитель работает с группой учеников (80-120), но поскольку они все имеют разный возраст и уровень развития, занятия с ними приобретают форму индивидуальной учебной работы.

В 16 веке на территории Европы впервые стала использоваться классно-урочная организация учебного процесса. Ее научное обоснование осуществил великий чешский педагог Коменский в своем труде «Великая дидактика». Сущность классно-урочной формы обучения – учащиеся одного возраста и приблизительно одинакового уровня теоретической подготовки, для проведения занятий распределяются по классам, учебные занятия проводятся в форме уроков по заранее составленному расписанию, причем все ученики работают над одним учебным материалом. Типичным атрибутом являются учебный год, учебный день, учебный час, перемены, каникулы. Четко организованна структура проведения учебных занятий, простота упражнений, экономия, возможность осуществлять на ряду с обучением воспитание.

Недостатки: ориентируется на среднего ученика, что влечет за собой недостаточный учет индивидуальных особенностей развития детей и создание трудностей для слабых учеников, задерживает развитие более способных учащихся.

В конце 18 в. нехватка учителей и необходимость обучения большого количества детей неимущих родовых способств. появляется белланкастерская форма обучения. Свое название получила от имени Ланкастера и Белл. Суть данной системы заключается в том, что учащиеся делились на группы по 10 человек, во главе каждой из которой стояли лучшие ученики декурионты. Под руководством учителя декурионты овладевали изучаемым материалом в первые пол дня, затем, получив необходимые инструкции по проведению учебной работы во 2й половине осуществляли обучение учащихся своей группы.