Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 27

Это все – базовые компоненты культуры личности

В программе воспитания детей и учащейся молодежи РБ 2002 г. (содержание воспитания дополнено следующими задачами): формирование самосознания личности; идеология воспитания; развитие эмоционально-чувственное сферы личности; воспитание ответственного поведения личности; формирование универсальных способностей трудовых и жизненных навыков личности.

Отношение и личностные качества как объект воспитания, их сущность и структура

Отношение – это переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ними и другими людьми, а также с различными сторонами окружающего мира и которые затрагивают сферу его потребностей, знаний, чувств, взглядов, убеждений, навыков и привычек, волевых проявлений, которые так или иначе влияют на его поведение и развитие.

Все многообразие социальных и духовных отношений, которые сложились в обществе можно подразделить на 4 группы:

1. социальное отношение, которое определяет мировоззрение личности, гражданскую позицию, общественную направленность и идеологию;

2. нравственные отношения:

- отношение к родине (патриотизм, к другим странам и народам), культура межнациональных отношений;

- отношение к труду (трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность);

- отношение к материальным и духовным ценностям общества, природе (бережливость, охрана, и т.д.);

- отношение к служебным обязанностям;

- отношение к другим людям (уважение, гуманность, доброжелание);

- отношение к самому себе (скромность, чувство собственного достояния);

3. эстетическое отношение, связанное с формированием у учащихся высоких эстетических вкусов, понятий и представлений и приобщение их к деятельности творчества в области искусства;

4. отношение, связь с физической и валеологической культурой личности.

Эти отношения определяют классическое содержание воспитания школьника в системе образования:

1.  формирование у учащихся научного мировоззрения;

2.  нравственное воспитание учащихся;

3.  эстетическое воспитание;

4.  физическое.

Практика показывает, что уровень сформированности и степень устойчивости у личности тех или иных отношений может быть различный: например, ученик понимает необходимость ежедневно выполнять домашнее задание, но готовится только время от времени или ребенок хорошо осознает вежливость, доброжелательное отношение к другим людям, но в одних случаях эту вежливость проявляет, а в других нет.

Поэтому только тогда, когда человек остается вежливым даже в ситуациях провоцирующих его на грубость или хамство можно сказать, что вежливое отношение к людям стало неотъемлемой чертой его характера, руководящей линией его поведения в любых жизненных условиях, то есть превратилось в личностное качество.

Личностное качество – закрепившиеся и ставшее привычным отношением, которое определяет устойчивое поведение личности в любых измененных условиях.

Задача воспитания – формирование у детей здоровых социально-духовных отношений и сделать их устойчивыми, то есть перевести в личностные качества.

Основные направления воспитательной работы по формированию личностных  качеств у учащихся

Формирование личностных качеств представляет достаточно трудоемкий процесс, поскольку сложной является внутренняя структура этого психолого-педагогического феномена

СТРУКТУРА ЛИЧНОТНЫХ КАЧЕСТВ

ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАНИЯ ЧУВСТВА ВЗГЛЯДЫ И УБЕЖДЕНИЯ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ ПОВЕДЕНИЯ ВОЛЯ

Эта структура позволяет определить методы воспитания личностных качеств, которая включает в себя:

1.  формирование у учащихся потребностей выработки того или иного личностного качества;

2.  включение в познавательную деятельность по осмыслению существенного формирования качества;

3.  формирование у учащихся положительного отношения к вырабатываемому качеству и убеждение в необходимости его приобретения;

4.  практическое формирование умений и навыков и привычек поведения связанных с вырабатываемым качеством;

5.  развитие и укрепление волевых усилий связанных с соблюдением необходимых ном и правил поведения.