Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 8

Под развитием следует понимать взаимосвязь процессов количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологических созреваниях человека, совершенствование его нервной системы и психики, а также его познавательная и творческая деятельность в обогащении его мировоззрения нравственности, общественно-политических взглядов, убеждений. Результат развития-становления человека как биологического вида и как социального существа. Показатель развития – рост, вес, емкость легких, характер и объем внимания и памяти, запас слов, уровень развития речи, преобладание тех или иных видов деятельности, целостность установок и т.д. Формирование – результат развития личности, то есть ее становление, приобретение совокупности личностных черт и качеств.

2. Характеристика важных концепций развития личности. С давних времен в педагогике сложились 2 основных методологических подхода к разработке проблемы о факторах и источниках личностного развития человека. Методологические подходы. 1. Идеалистически-преформистский – человек рождается с уже заданной программой своего личностного развития и поведения, согласно которой все его личностные черты и качества развертываются в процессе жизни спонтанно, стихийно, то есть сами по себе. Иначе говоря, развитие человека это стихийно неуправляемый процесс, происходящий независимо от условий жизни и воспитания и фаталистически обусловлен: 1. божественным проведением (теологическая теория), философия богослужения. 2. наследственностью (биологизаторская) – Геккель, Мюллер (закон репетуляции 1862г.) Шарль Летурно, Мизаей Лашбродо, Зигмунд, Джон Бине, Симон, Фрейд Торндайк. 2. Научно-материалистическая – 1. социологизация – Руссо, Локк, Гельвеций, Дидро и др. Они считали, что главными факторами развития личности является среда и воспитание, то есть социальные факторы. Наследственность они полностью отвергали. 2. полифактораная. Каменский, Ушинский, считали, что человек формируется под влиянием целого комплекса факторов, связанных со средой, наследственностью, воспитанием, собственной активно-преобразовательной деятельностью. Воспитанию они отводили решающую роль в формировании личности человека.

Общая идея - развитие одного человека повторяет все стадии биологического развития предков. Как биологическое существо человек, не только в биологическом и в духовном отношении повторяет стадии духовного и социальной эволюции своих предков (наличие генов сознания).

3. Научная трактовка проблем и факторов личности. Современная научная педагогика придерживается полифакторной теории развития и формирования личности. Следовательно к числу важных факторов развития личности она относит наследственность (биологический фактор), среду воспитания (социальные факторы), собственную деятельность человека. Научная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на личностное формирование человека. Наследственность – это совокупность природных свойств организма, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводимые у потомков биологические свойства с родителями.

Роль наследственности в личностном формировании человека проявляется в следующих аспектах: 1. биологическая наследственность сохраняет человека как уникальную популяцию в биологическом мире и обуславливает его природные способности к социальному развитию (прямохождение, овладение речью, развитие сознания и т.д.) 2. От родителей к детям как результат реализации их программы передаются особенности телосложения, цвет волос, группа крови, резус фактор и т.д. которые в своей совокупности предопределяют индивидуальные различия людей и составляют основу индивидуальной личности. 3. От природы человек расположен к 1-, 2-м видам человеческой деятельности, то есть имеет определенные способности, задатки, которые позволяют ему добиться высоких результатов в этих видах деятельности, иначе говоря- природные особенности являются потенциальным условием формирования способностей. 4. Исследования показали, что из 100% отпущенных природой возможностей развития человек использует лишь 10 – 12%. 5. Биология в размножении может проявляться самым неожиданным образом. (комплекс красавица-дурнушка), то есть стимулировать и тормозить его личностное развитие.