Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 31

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения, а также к выполнению предъявляемых требований.

Средствами контроля является повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы с учащимися по вопросам нарушения порядка и дисциплины.

5. Формы организации воспитательной работы в школе.

В качестве форм воспитания выступает форма организации учебно-познавательной деятельности, а также вне учебной деятельности и общения учащихся.

Формы воспитательной работы более многообразны, чем формы учебной работы, т.к. основы их методики и содержания часто заимствуются из популярных игр, радио и ТВ передач (огонёк, КВН, Что Где Когда и т.д.). Существует множество классификаций форм воспитательной работы. Наиболее приемлемыми из них являются классификации:

1)  В зависимости от количества участников воспитательного мероприятия (индивидуальные, групповые, коллективные)

2)  В зависимости от используемых средств и методов воспитания ( словесные, наглядные, практические)

в общем виде все формы воспитательной работы в школе можно объединить в следующие группы:

1) Воспитательные мероприятия, имеющие своей целью организацию непосредственного воспитательного воздействия на учащихся

2) Коллективные творческие дела, в основу которых положено общественное событие или события коллективной жизни.

3) Воспитательные игры.

Наиболее распространёнными формами организации воспитательного процесса в школе является: классный час, информационный час, ученическое собрание.

Современные концепции и технологии воспитания

1. Понятие педагогических технологий воспитания. Классификация современных воспитательных технологий.

В современной практике воспитания происходит смешение понятий методика воспитания и технология воспитания. Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению поставленных целей, а технологию определяют как систему методов, приёмов и средств, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой соответствующей ей логикой и принципами действия педагога. Напр. говорят о методике воспитания, культуры речи ребёнка, а в технологии употребляют понятие речевого тренинга или речевого общения.

Педагогическая технология воспитания (Н.Е. Щукова) – набор различных приёмов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации. Концепция воспитания детей и учащейся  молодёжи РБ технология воспитания рассматривается в широком и узком смысле.

В широком – как система последовательного развёртывания педагогического мышления и педагогической деятельности направленных на достижение поставленной воспитательной цели.

В узком смысле -  как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, методов и форм воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

В качестве основной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ названа гуманистическая технология воспитания. Основными чертами которой являются след. составляющие:

1) учёт актуальных потребностей детей разного возраста

2) позитивное восприятие ребёнка педагогом

3) воспитание без принуждения. без физического и психического насилия

4) психолого-педагогическая поддержка воспитанника (помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии его личности, доверие ребёнку, принятие     его таким каков он есть, поддержка в сложных жизненных ситуациях)

5) обращение личности к самой себе

6) свобода и творчество развивающей личности

7) использование воспитательных ситуаций и игровых технологий как основных форм воспитания.