Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 24

Эта  форма обучения давала крайне низкие результаты, но позволяла научить детей основам письма, грамматики, учения.

В 1898 в США появилась Батавская система обучения, которая получила название от гор Батавия, ее автор Кеннеди, считал, что коллективное обучение ориентируемое на среднего ученика неблагоприятно, как для менее, так и для более способных учащихся. Оп предложил время учителя разделить на 2 неравные части: 1) 2-2,5 часа посвящается работе с учениками (сообщение новых знаний, показ приемов, применение теории на практике, сообщение результатов домашнего задания и раздача новых индивидуальных заданий. 2) Во второй половине дня учитель оставался в своем кабинете вместе с ассистентом, где проводил индивидуальные консультации, проверял домашние работы, оказывал помощь ученикам в подготовке индивидуальных заданий.

В 20е гг. 20 в. в Германии получила распространение Шаннгеймская система избирательного обучения – автор Зиккенгер. В основе этой формы обучения было положено групповое обучение детей по классам, в зависимости от их способностей – класс для сильных, средних, слабых учеников. Отбор или распределение по классам распространялся на основах тестирования.

В 1919 г в г. Виннетка (США) начат эксперимент по внедрению системы индивидуального обучения – Виннетка-План. В ее основе была положена идея предельной индивидуальности учебного процесса, при котором каждый ученик занимался по своему учебному плану. В школах работающих по этой системе отсутствует жесткое поурочное планировании, введена кабинетная система. Ее отличительные черты – индивидуальность, практицизм, инициативность, организованность.

В 1924 г. в Германии в экспериментальной школе при Йенском университете была разработана система обучения, получившая название Йено-план – ее автор Петерсен. Согласно его концепции школа это содружества детей и взрослых, которые объединяются в единую школьную общину. В школе существует 4 вида деятельности – игра, диалоги, обучение и праздник. Уроки, наказания, оценки, перемены отсутствуют. В процессе обучения преподаются обязательные и элективные предметы.

Наиболее радикальной системой индивидуального обучения является Далтон-план. Ее автор – американский педагог Паркхерст. Процесс обучения осуществляется по следующему плану – начало учебного года ученик заключает с учителем договор о проработке учебного задания в намеченный срок, их выполнение фиксируют в специальной рабочей книжке ученика. Задания по предметам даются на год. Основные работы ученик выполняет индивидуально в предметных лабораториях. В случае необходимости обращается к учителю за помощью. Нет единого расписания занятий, нет традиционных уроков, учитель играет роль консультанта.

Формы обучения в современной школе

В современной школе основной формой организации учебного процесса являются уроки различных типов; экскурсии – это такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают новые знания путем выхода к месту расположения изучаемого объекта или явления, непосредственно ознакамливаются с ним.

Виды экскурсий – историко-литературная, естественно-научная, производственная, краеведческая, комплексная.

Типы экскурсий – экскурсии, имеющие своей целью восприятие и усвоение новых знаний, 2й тип – восприятие материала, закрепление теоретических знаний полученных на уроке.

Метод проведения экскурсий включает в себя следующие этапы:

- подготовка экскурсии;

- выход-выезд к месту расположения изучаемых объектов и их изучений, либо закрепление знаний собственных методов обучения;

- обработка материала экскурсий и подведение итогов.

Функции:

- реализация принципа наглядности обучения;

- укрепление связи обучения жизни с практикой;

- углубление технических знаний;

- профессиональная ориентация учащихся

Форма обучения * - занятия в учебных мастерских и формы труда и производительности обучения;

Форма факультативов – необязательна;

Домашняя работа учащихся;

Программированное или комплексное обучение;

Формы внеклассной учебной работы (кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и т.д.)