Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 13

5. В процессе воспитания нужно выявлять и опираться на положительные качества личности;

6. Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности растущей личности;

7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;

8. В процессе воспитания нужно добиваться единства и согласованности воспитательных усилий семьи, школы и общественных организаций.

Поскольку эти закономерности достаточно обстоятельно разработаны и обоснованны теоретически, их эффективность подтверждена педагогической практикой, они являются и принципами педагогического процесса (воспитание в мировом смысле).

Принципы воспитания – руководящие идеи и нормативные требования, предъявляемые к организации и проведению педагогического процесса.

4. Сущность, психолого-педагогическая основа и пути реализации общих принципов воспитания.

1. Воспитание – это организация разнообразной деятельности, формируемой личности. Психолого-педагогической основой этой закономерности является идея о том, что человек развивается и формируется как личность путем распредмечивания общественного опыта, которое требует включения этой личности в разнообразную деятельность, направленную на овладение различными компонентами этого опыта.

Поскольку целью воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, детей надо включать в различные виды деятельности: учебно-познавательную, игровую, художественную, эстетическую, общественно-полезную, трудовую, физкультурно-оздоровительную, морально-познавательную и т.д.

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Если человек участвует в организуемой педагогом деятельности без желания, без умственного, эмоционального или физического напряжения, то эта деятельность практически не развивает его, а может наоборот вызвать отвращение к спорту, труду, и т.д.

Иначе говоря, человека нельзя «сделать» вылепить как продукт, но можно обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

С психологической точки зрения, механизмом любой активности являются переживание человеком внутренних противоречий между достигнутым или желаемым уровнем развития.

Стимулировать активность ребенка это значит «поместить» его в такую ситуацию, в которой он пережил бы подобные противоречия, которые побудили бы его к работе над собой.

Стимулы активности – потребности, мотивы, интерес

2 раздел.     Дидактика

Теория  и методика обучения

1.    Обучение как процесс личностного развития учащегося

Понятие Д. происходит от didasko – изучающий, и didacticos –поучающий.

Д. как термин обучения впервые появился в нач. 17в. Нем. Педагог В. Ратке в 1613г. Прочитал курс лекций под названием Д. или искусство преподования. Там же он дал научное определение Д. как научной дисциплины исследующей теоретич. и методич. Основы организации обучения.

Фундаментальную разработку Д. осуществил  Ян Амос Коменский в своём труде “Великая дидактика” (1632-1657). Д. он определил как всеобщее искусство всех обучать всему.

В современной трактовке Д. определяется как педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Швейцарский педагог Г. Песталоций стал основоположником теории и методики начального обучения. Он разработал систему элементарного обучения путём  овладения простейшими Эл-ми знания (числом, словом, формой) и перенёс центр тяжести обучения с книг и слов учителя на доступной для восприятия и наблюдения материал.

И. Гербарт определил главную задачу обучения – умственное развитие учащихся па основе их позноват-го интереса, который явл-ся и средством и целью обучения.

Основой теории развивающего обучения внёс в мировую педагогику А. Дистервег, которую он сформулировал в виде дидактических правил.

К.Д. Ушинский развивал общепедагогические и дидактические идеи на основе антропологич. подхода.

Знаменитый след в теории и практике обучения в нач. 20в. Оставили: Д.Дьюи (идея развития у учащихся интеллектуальных способностей); Н.Беннет ( характеристика стилей преподавания); Ч.Куписевич и В.Оконь (проблемное обучение, программированное обучение и педагогическое управление образованием)