Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 81

Как это ни странно, оказалось, что Руссо чем-то похож на Гоббса. Гоббс говорил, что самое лучшее правление - монархическое. Пусть даже этот монарх управляет деспотически, но это лучше, чем анархия. А у Руссо деспотическая функция переносится на толпу - толпа (которую Руссо назвал «народом») должна деспотически управлять. Как монарх у Гоббса имеет право регламентировать даже религиозные положения, может даже устанавливать религию, так и у Руссо народ может устанавливать определенный религиозный ритуал, тем более что для Руссо религия - чувство, и ритуал особого значения не имеет, поэтому годится любой ритуал.

В лице Руссо Просвещение нашло своего крайнего выразителя. Это странно. Все основные деятели Просвещения оказались противниками Руссо (энциклопедисты, «Система природы», материалисты), но Руссо пришел к тем же выводам, что и Просвещение, только окольным путем. Он отрицал рациональный характер Просвещения, но его культ естественного состояния человека - это тот же самый рационализм, потому что вся история мысли свидетельствует, что там, где провозглашается естественный характер чего-то, этот естественный характер отождествляется с рациональным характер: естественная религия - она же разумная. Тем самым, что он провозглашал идеал естественного порядка вещей, он в сущности требовал того же, что требовали деятели Просвещения - отрицание всего наличного фактического состояния жизни общества, отрицание общественного устройства, религии, искусственной культуры в пользу идеала, который он находил в естественности. Этим и объясняется поджигательский характер его публицистической деятельности. Смешно сейчас говорить об этом, если просто брать картинки для естественного состояния, а если взять саму мысль о естественном состоянии, если кого-то убедить, что надо, чтобы всё было естественно, эта идея работает, хотя на самом деле в природе нет никакого равенства - там закон силы, целая иерархия, возникающая под влиянием фактора силы. Часто берут насекомых в частности модели для равенства (пчелы, муравьи), весь коммунизм на этом построен. Но до коммунизма Руссо не договаривался, тем не менее, противопоставление идеального общественного устройства, модель которого он усматривал в природной жизни, искусственному культурному устройству с требованием ликвидировать это исторически сложившееся устройство, противопоставление рационального идеала историческому у него было. Пафос французской революции: смести искусственную постройку и построить на новых началах правильную жизнь, поэтому Руссо и считается философом революции.

Последний урок Философии

Компанелла, Галилей, Бруно - из них только Бруно (пантеистическая тенденция). Бёме не надо, Бэкон (4 вида предрассудков - объяснить, что это такое; основная установка - эмпиризм), Гоббс надо (яркая, потому что определенная, сенсуалистическая гносеология, четко определенное учение о государстве, и связанное с последним определенное атеистическое отношение к религии), Декарт нужен (в гносеологии рационалист, 2 субстанции в онтологии, учение о вере - у веры большая сфера, чем у знания - обратить внимание), Гейлингс (всего 1 мысль), Спинозу не надо - совершенно пустая вещь. Мальбранш надо, потому что это христианин с неоплатонической гносеологией. Локк нужен. Из новой этики никого не нужно, кроме Шефстбери, потому что он в наиболее яркой степени выразил сущность новой этики, понимаемой не в традиционно христианском смысле. Деизм нужен во всех трех вариантах: Чербери, Толанд и Тиндель, потому что деизм - важная установка для истории христианства. Механическая натурфилософия - просто изложить принцип, что это такое. Ассоциационная психология - объяснить, что это такое. Беркли нужен (типовой субъективный идеализм). Юм нужен (его критика принципа субстанции и причинности - скептицизм, доведенный до предела). Томас Рид нужен (сущность шотландской философии - опора на здравый смысл), Паскаль нужен (мистик), Пуарэ, Гюйер не нужны, а Бэйль нужен (скептик, сомневался во всём, поэтому поддерживал веру). Вольтер не нужен, потому что обычный деист. Натурализм: Бюффон, Рабине и переход к Ламетри - всех трех. Кондильяк нужен, Боннэ не нужен. Гельвеций нужен (материалист). Монтексье (взял учение о государстве у Локка). Энциклопедисты - установка, основные мысли. Система природы - повторение Гельвеция, нужно. Руссо.