Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 37

Здравомыслящий человек сенсуалистического типа обычно рассуждает: есть предметы, у предметов есть свойства; все свойства носят субъективный характер, а предметность состоит из объективных качеств (Локк).

Это различие Беркли отвергается. Остаются лишь вторичные качества, с ними и имеет человек дело — а первичных нет вообще, это — фикция. Лишь субъективные качества образуют настоящее содержание ощущений, а то, что обычно называют «вещами», которые обладают теми или иными качествами, то на самом деле они лишь — комплексы ощущений. Те предметы, которые с обычной точки зрения считаются какими‑то субстанциальными сущностями, к которым прикладываются какие‑то качества, которые имеют субъективный характер, то Беркли утверждает, что это не так. На самом деле есть только какие‑то образы в нашей душе, которые все состоят из субъективных качеств, и никакого субстанционального соответствия им нет; все предметы представляют собой именно комплекс ощущений. Мы оперируем только комплексом ощущений — и всё, а то, что мы говорим, что вещи существуют помимо нашего восприятия — это наше заблуждение, существует лишь комплекс ощущений. Никаких субстанций, пространственных свойств нет в действительности. Существование вообще чего‑либо опознаётся и выявляется только в том случае, если оно подвергается восприятию: «существовать — это быть воспринятым» — «esse = percipi».

Обычно гносеологию Беркли называют «идеализмом». Дело в том, что в Англии идеями называют всё содержание душевной жизни: восприятия, представления, понятия, суждения, — всё это идеи; если так понимать слово «идея», то термин «идеализм» правильный по отношению к гносеологической системе Беркли: раз наш душевный мир состоит из каких‑то представлений, и помимо представлений мы ничем не обладаем, даже говорить о существовании внешнего мира, который каким‑то образом дублирует наш внутренний мир — нелогично; мир — это наши представления. Это гносеологическое утверждение можно назвать «идеализмом», но лучше и гораздо вернее характеризовать систему Беркли «спиритуализмом», это более верная и глубокая характеристика, чем идеализм, потому что «на самом деле существуют только познающие духи, содержанием познания которых являются представления». Конечный познающий дух — человек — имеет содержанием своей душевной жизни представления, но для того, чтобы были представления, должна быть функция познания — это дух, душевная функция, поэтому название «спиритуализм» более отражает суть дела.

Тогда возникает вопрос: как возможно заблуждение? Традиционная точка зрения: мы познаём предметы, снимаем с этих предметов худо-бедно признаки, а ложь — это несоответствие оригиналу; гносеологическая копия предмета, которая не соответствует оригиналу и есть ошибка, ложь. Здесь же получается, что внешних предметов (оригиналов) нет, копии не с чего снимать, как может произойти заблуждение, ошибка, ложь? Беркли объяснял: обычный критерий отпадает (что наши представления должны согласовываться с вещами), и он предлагает другой критерий — согласие наших представлений (т.е. представление конечных духов) с представлениями Бога, с мыслями Бога; если согласие наших представлений с представлениями Бога есть, значит, мы получаем истину, если нет согласия — возникает ложь. Это возможно в силу того, что человек обладает свободой, и он может так скомбинировать некоторые свои ощущения, что они не будут соответствовать мыслям Бога, возможность комбинировать — и есть свобода. Человек обладает такой свободой, и из этой свободы вытекает возможность лжи. Это старая мысль всей английской психологии, особенно она подчеркивалась в ассоциационной психологии — мы не властны над элементами, из которых состоит наша душевная жизнь — к нам приходят ощущения, и мы не властны над признаками этих ощущений, но мы властны перекомбинировать эти признаки, тогда новые комбинации могут не соответствовать внешним предметам — и может возникнуть искажение. Этот же тип рассуждения остался и у Беркли, только там оригиналами являются мысли Бога: Бог нам как бы внушает мысли, а мы вольны брать эти мысли так, как они нам внушаются или перекомбинировать элементы представлений — тогда возникает заблуждение. Это — гносеологическое следствие.