Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 14

Следующее утверждение Декарта бесспорно гениальное: наша воля распространяется шире, чем наш ум, т.е. имеет сферу действия большую, чем сфера действия ума. Это очень назидательно, потому что в разнице между сферой действия воли и сферой действия ума действует воля, здесь она выступает в качестве заменителя знания, а это и есть вера; итак, воля действует как вера, когда воля заменяет ум, когда она в качестве знания дает нам некие положения, которые являются основой для действия; и эти положения и есть положения веры. Тут и могут быть ошибки. Знание, если это знание, действует безошибочно; а если знания нет, то воля вынуждена действовать «в слепую», и здесь она предлагает в качестве заменителя знания положения веры, где могут возникать ошибки, где кроется и гносеологическая, и религиозная вера, поэтому бывает столько ошибок в вере.

Декарт прославился как метафизический дуалист. Онтология выявляет avrch, первоначало, из чего всё состоит. Есть только две субстанции: материальная и духовная.

Для материальной субстанции один существенный признак — протяженность (в пространстве и времени) или «пространственность».

Для духовной субстанции характерно мышление.

Это правильно и совпадает с христианской точкой зрения. Единственная трудность — он не представил в деталях механизм взаимодействия этих двух субстанций, ведь, прежде всего, именно в человеке мы наблюдаем эти две субстанции, и тут надо показать, как одно действует на другое, каков механизм взаимодействия.

Интересно, что он духовность исчерпал одним мышлением, он считал, что духовность и мышление — это одно и то же. Мы же из обычной школьной психологии знаем, что содержание нашей души не исчерпывается лишь мышлением, там есть и воля (о которой он тоже недавно ещё говорил), есть и чувствования (иногда говорят, что есть ещё подсознание, но это — тоже чувствование). Тем не менее, он сводил все душевное содержание к интеллекту, к чисто умственной работе, поэтому он отрицал духовную реальность даже у животных: животные — тонко действующие автоматы, потому что в материальном мире действует только законосообразность, детерминизм. С его точки зрения, это было правильным, потому что, если душа в узком смысле — это мысль, а у животных мыслей нет, потому что они не говорят (среди людей они обнаруживаются словами, или слова заменяются жестикуляций), следовательно, у них нет души.

Итак, фактически мы наблюдаем взаимодействие двух субстанций, а теоретического объяснения этого мы не имеем. Он рано умер, проблема после него осталась.

Он был религиозным человеком, может быть только не строго церковным, его мысли очень были симпатичны французским кальвинистам — янсенистам, а янсенисты были противниками иезуитов, а иезуиты защищали католическую ортодоксию, поэтому, с точки зрения жесткой католической ортодоксии, были сомнения в церковности Декарта, поэтому он особенно не жил во Франции, уехал в Швецию, где и умер.

Авторитет его как философа был колоссален ещё при жизни, а после смерти его авторитет на континенте, где держались рационалистической традиции, был безоговорочен.

03.02.98

Влияние философии Декарта было очень сильным. Причины большого влияния современному человеку, неискушенному даже не в истории философии, а в истории культуры, понять невозможно. В частности, осталась проблема. Декарт в онтологии зафиксировал две субстанции (духовная и материальная), но не был выяснен механизм взаимодействия этих двух субстанций, а это очень важное дело, потому что в человеке, например, эти две субстанции находятся вместе, и неясно, как понимать взаимодействие тела и души; если это называется «субстанциями», то, вроде бы, влияние должно быть исключено, субстанция на субстанцию действовать не может по той причине, что каждая субстанция в философском понимании представляется самостоятельной, а фактическое взаимодействие есть. Как понять это фактическое взаимодействие, когда теоретически они взаимодействовать не могут?