Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 32

Через органы внешних чувств к нам приходят ощущения, там они образую случайные связи — и это источник наших и простых, и сложных душевных состояний. Относительно простых ощущений и мы согласимся, а что представляют собой сложные душевные состояния? По мнению Брауна, они и представляют собой совокупность соединения, комплекс элементарных ощущений, причём, комплексы соединяются случайно.

13.2  Давид Ге,ртли (1704-1757)

(Гартли). Истинный основатель ассоциационной психологии. Он впервые употребил и слово «ассоциация». Это слово употреблял и Локк, но без особых акцентов. Про ассоциации мы говорим, имея ввиду союзы людей, «ассоциация» — «связь» (лат.), а здесь речь идет о связи не людей, а элементов душевной жизни. По отношению к элементам душевной жизни это слово стало употребляться в терминологическом смысле — это способ образования из простых элементов сложных душевных комплексов.

Основная мысль. Психические процессы параллельны процессам физиологическим (физические процессы внутри организма), но не тождественны им. В доказательство того, что психические процессы не тождественны физиологическим он приводил следующий аргумент: анализ душевных явлений не приводит к явлениям телесным (сколько бы мы ни анализировали душевные явления, мы не наталкиваемся на телесные). Между психическими и физиологическими процессами — постоянная и неразрывная связь. Каждому психическому явлению соответствует определенное телесное движение (движение органической материи). Он уточнял: каждому психическому явлению соответствует вибрация мозгового или нервного вещества. В то время считали, что душевное движение — это изменение мозгового вещества или нервного; то же самое и сейчас считают — что движения в мозгу связаны с нашими душевными переживаниями (мысли, желания, чувствования, сложные переживания).

Уточнения: простым колебаниям мозгового или нервного вещества соответствуют простые психические явления, а сложным колебаниям — сложные психические явления. Под сложным колебанием мозгового или нервного вещества имеется ввиду синтез или соединение различных колебаний: если мы имеем одно простое ощущение, то ему соответствует простое колебание мозгового вещества, а если имеем несколько одновременно ощущений (цветовой, звуковой и осязательный), то им соответствуют несколько колебаний в нервном и мозговом веществе, и эти колебания как‑то синтезируются — как несколько музыкальных инструментов вызывают колебания воздуха, если это гармоническое соединение, то возникает гармоническое музыкальное восприятие.

Вывод: механическая необходимость мозговых функций обусловливает и необходимость ассоциаций представлений. Эта мысль — нерв ассоциационной психологии: наша психическая жизнь обусловлена мозговыми функциями, а мозговые функции — это движение материи.

Но Гертли различал психическое и физиологическое, и не принимал этого отождествления, и этот детерминизм мозговых функций ставил его несколько в тупик, потому что он, как религиозный человек, не мог отказаться от мысли о свободе воли, значит, детерминизм уже неприемлем, и тут приходится быть в таком двойственном положении: детерминизм мозговых функций определяет ассоциации наших представлений, а свобода воли требует свободы психической деятельности. Примирить эти два принципа невозможно, поэтому они были в состоянии комбинации.

13.3  Иосиф Пристли (1733-1804)

Pristley. До конца договорил все необходимые выводы из принципа ассоциационной психологии. Известный химик, богослов, пастор конгрегационалистов (пуритане). Его личная религиозность заставляла его резко отрицать материалистические и атеистические выводы, которые делали в его эпоху некоторые французские мыслители из предпосылок нового естествознания. Он был приверженец той мысли Ньютона, что мир математическим совершенством своих движений свидетельствует о своём происхождении от Бога, сложный механизм предполагает Механика, Который этот механизм наладил.