Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 19

Естественно, что он был в оппозиции к схоластике; тогда все относились к школьной философии отрицательно, но размышления философов, которые держались традиции Декарта (о субстанциях, атрибутах, модусах), тоже настораживала эмпириков. Занятия голой метафизикой тоже считались неправомерными, пока не решен гносеологический вопрос.

Гносеология Локка

Локк стоял на эмпирической т.зр.: знание может быть только опытным, только извлеченные из опыта сведения являются основой для знания. Он высказал формулу, которая была известна ещё схоластикам, но она искажает представление о самом Локке, это сенсуалистическая формула: ничего нет в разуме, чего бы перед этим не было в чувствах (Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu). На основании этого некоторые считают его классическим сенсуалистом. Но это неправильно; собственно сенсуалисты утверждают, что органы внешних чувств являются источником знания; как правило они говорят: всё наше знание и есть наши ощущения. Но сам Локк утверждал, что первой стадией знания являются ощущения, но приходят эти ощущения через внешние чувства и внутреннее. Внешние — органы внешних чувств. Внутреннее — это то, при помощи чего мы знаем свое внутреннее состояние. Гносеология резко усложняется — если мы введем ещё и внутреннее чувство, то о классическом сенсуализме уже нет речи — уже и внешний опыт, и внутренний, и внешние органы чувства, и внутренний.

1. Внешнее чувство это sensation,

2. Внутреннее чувство — reflection.

В своей основной книге по гносеологии (Исследование человеческого познания) Локк в деталях прописывал механизм получения ощущений через органы внешних чувств, причем, в таких деталях, что сейчас читать неинтересно; но, во-первых, в XVII веке это не было общими местами, во-вторых, он придавал колоссальное значение психологии познания — надо в деталях объяснить читателю, как получаются ощущения-восприятия. Сейчас это тоже общее место, потому что даже кто специально этим не занимался, слышал обрывки сведений об этом (лекции, радио, TV, книги, газеты), поэтому нас трудно удивить, но 300 лет это назад не было так.

Локк был убежден, что, объяснив психологию знания, мы убеждаемся в достоверности или недостоверности этого знания. Кроме того, тогда не было психологии, ибо до тех пор была рациональная психология — было учение о душе ещё со времен схоластики (богословское учение), а опытная психология развивается английскими мыслителями, и Локк положил начало специальным психологическим изучениям в сфере именно опытной психологии.

Здесь он стоял на т.зр. Гоббса: мы воспринимаем с предметов какие‑то образы, запоминаем их, т.к. восприятия притупляются, и предметов невероятно большое количество, то каждому предмету дать словесное название невозможно, поэтому группу сходных предметов мы обозначаем одним словом — так получаются общие представления.

Здесь же Локк изложил философию языка; этот философский интерес опередил эпоху, по меньшей мере, на 300 лет, только в ХХ веке стали говорить о философии языка. Локк утверждал, что каждое слово является знаком определенной вещи; т.к. не напастись слов на каждый предмет, ниодна память такого количества названий не вместит, поэтому одно слово прикладываем к целой группе предметов, которые имеют сходные образы (деревья, книги). Все родовые и видовые понятия, в сущности, — это размытый общий образ, имеющий один словесный знак, но прикладывающийся к целому ряду предметов.

Его философия языка состояла в том, что человек, имея язык, получил очень эффективное орудие, но это орудие переоценивать нельзя, язык — это всего лишь удобное средство для общения людей друг с другом; люди, употребляя названия для общих представлений (общих понятий), удобно передают друг другу сведения о чем‑то; но нельзя считать, что эти словесные знаки или общие представления выражают какую‑то реальность; реальность состоит из конкретных предметов.

Это чистейший номинализм. Все англичане всегда были склонны к номинализму, потому что это трезвая т.зр., и её легко обосновать.