Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 3

У пантеизма, правда, есть известная слабость, её не избежал и сам Джордано Бруно. Как объяснить зло? Церковное учение о диаволе, который пал и соблазнил в грехопадение людей, почти всегда игнорируется; его полностью не отрицают, но пренебрежительно игнорируют, тогда и возникает проблема. Почти все пантеисты утверждают, что то, что называется злом, не такое уж и зло; умаляют зловредность зла; начинают прибегать к аналогиям, которые бы позволили понять ту мысль, что то, что обычно считается злом, злом не является. Например, аналогия с художественным произведением: живописная картина — соединение противоположностей (разных красок, линий), но в гармоническом единении эти противоположности дают эффект художественной ясности, светлости — различные начала в гармонии; тень и свет могут находиться в гармонии, поэтому грех и добродетель тоже могут находиться в гармонии; следовательно грех — не абсолютное зло, а лишь некое оттенение добра. На картину мира надо смотреть вообще: если мы изолируем какой‑то предмет, говорим, что это — зло, а если это воспримем в общей картине, то зло стушевывается. Такими утверждениями Бруно хотел отстоять свой пантеизм и решить проблему зла.

В каком‑то смысле Джордано Бруно явился предтечей для некоторых философов. Например, он на значительное количество времени опередил Лейбница, потому что употребил понятие «монада». Он утверждал, что элементом геометрической оценки действительности является точка, из точек состоят линии и все фигуры; основным элементом физического рассмотрения действительности является атом (неделимая крупица вещества), а элементом метафизической оценки действительности является монада (духовный, метафизический атом).

Итак, пантеист, коперниканец, значит представитель нового времени во взгляде на космографию. А космография является основой для естественно-научного взгляда на действительность. И, наконец, отрицание христианства (не религии).

1.5  Компанелла (1568-1639)

Тоже итальянец, доминиканец из Колаврии (южнее Кампани), «носок» Аппенинского полуострова. Бурная жизнь; его доминиканское мировоззрение быстро подверглось критике им самим, и он довольно быстро попал в тюрьму (1599) по политическим обвинениям. В то время середина Италии была под господством Испании, и до такой степени, что у самого Компанеллы будет произведение об испанской монархии, которую он представлял как всемирную. Просидел Компанелла в тюрьме 27 лет (до 1626 года). Там он имел возможность писать книги (не Колыма). Для мыслителей частенько проведение времени в неволе плодотворно действует на интеллектуальное творчество. Срок был пожизненный, но папа его отпустил, и остаток жизни Компанелла провел во Франции (ему симпатизировал Ришелье), умер в 1639 году. Его мысли:

Гносеология очень интересная, незаурядная.

1. Человек способен познавать внешнюю природу по той причине, что он сам состоит из тех составных частей, из которых состоит природа — является микрокосмом, поэтому может познавать макрокосм. Мысль любопытная; она как лейтмотив повторялась и в тот период, и в средние века, и в Древней Греции, но особенно ей увлекались в это время, и в наиболее яркой форме её сформулировал Компанелла. Мы можем познавать только то, из чего мы сами состоим.

2. Истинное знание находится не в богословии, а в философии, а философия отождествляется с естественным знанием; это уже повторение. Итак, нигде религия не отрицается напрочь, она утверждается, но в ином варианте, нежели церковная. Борьба против церковного понимания христианства может быть объяснена, в частности, и тем, что светское понимание религии противопоставлялось клерикальному; одним из следствий этого противопоставления являлось то, что философское и богословское знание различались. Компанелла был одним из таких представителей.