Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 5

Так что в философском отношении возникла проблема: куда девалась мистическая струя, которая во все средние века никогда не исчезала наглухо, а иногда даже очень ярко себя проявляла (Мейстер Эгкард).

В XVI веке наряду с официальной протестантской ученостью, которая выражалась в том, что обычные христианские положения излагались схоластически, т.е. на основании школкой философии, продолжала существовать и мистическая струя, но уже вне лютеранско-протестантской церкви, а своим ходом; и в средние века мистика держалась в народных массах и лишь иногда в лице незаурядных людей себя выражала книжно. Поэтому там был целый ряд заметных мистиков.

2.1  Яков Бёме (1575-1624)

Bцhme. Он исходил не из академических кругов, был простым человеком, знания приобрел самостоятельно, свои книжки ему иногда удавалось напечатать, чем он вызывал бурю возмущения среди профессиональных богословов и философов, ему даже запрещали печататься, но иногда это ему, всё таки, удавалось.

Это чистейший мистик. Официальное учение о Боге его не удовлетворяло (Троица, Богочеловек, Боговоплощение). Все философы, которых не удовлетворяло официальное церковное учение о Боге, были пантеисты, это неизбежно; можно быть либо еретиком, либо пантеистом. Мистик и пантеист почти всегда — одно и то же.

Учение о Боге у него довольно темное, потому что он, как и все мистики, прибегал к аналогиям (т.к. трудно выразить мистическое учение). Первоначально Бог — это некая бездна (Un-grund) — неисследимая пучина, глубина; Своё внимание и Свою волю Богу некуда направить, наконец, Он направляет её на себя, и тут начинаются аналогии, как Бог направляет на Себя внимание, и получается, что Бог раздваивается — здесь это аналогия с зеркалом: смотрит на Себя и видит Себя. Довольно темновато, но мысль тут есть, мы же тоже наблюдаем за собой; когда человек серьезно и спокойно размышляет о себе, у него тоже какое‑то раздвоение получается; сознание человека как бы распадается на две инстанции, и одна часть наблюдает за другой. Более толково и дельно сказать трудно.

Получается некая «трещина в бытии» (метафизика); раздвоение Бога в Самом Себе и является источником всего бытия; надо бы ему тут объяснить происхождение зла (для всех пантеистов это очень сложно). Бёме это сам толком не объяснил, а взял из христианства: свобода является источником зла. К этому объяснению можно придраться, но оно сильное потому, что ничего другого не придумаешь, другие объяснения носят нелепый характер. Вот и вся его метафизика.

Это чистейший пантеизм; школьного учения о творении нет, правда, школьное христианское учение не всех удовлетворяет — что Бог в какой‑то временно,й точке создал действительность; придираются: «А что Он до этого делал»? Поэтому более-менее тонкие мыслители употребляют понятие, что «творение мира — процесс вечный», поэтому всё бытие бесконечно во времени и пространстве (Бруно), это не однократный исторический акт, а целый процесс, который продолжается непрерывно. Это философично и глубоко. Подобные утверждения были и у Бёме. Он, бесспорно, глубокий мыслитель, но когда такая глубина и дерзновенный замысел объяснить всё, то будет много непонятного и темного.

Гносеология Бёме. Он признаёт органы внешних чувств для познания действительности, рассудок для познания рационального мира, и высшая способность — познание души; душа сама возносится к Богу и «схватывает» божественную духовную реальность. Все мистики почти так же утверждают.

С точки зрения школьно-христианской все эти раздвоения неприемлемы, но в немецкой традиции эти мистические утверждения (которые, кстати, были и у Мейстера Эгкарда) никогда не забывались, и повторились в XVIII веке.

1624 год (год смерти Бёме) — время 30‑летней войны в Германии (1618-1648), и эта война нанесла колоссальный урон Германии; во-первых, она была длинная, во-вторых, междоусобная (гражданская), а такие войны бывают особенно опустошительными, так что все силы Германии ушли на это, и даже в государственном отношении Германия потеряла много (она как бы раздвоилась на католическую и протестантскую, князья друг с другом бились и изнурили себя изрядно), потерпела урон торговля, хозяйство и умственная жизнь. В сущности, Германия в первой половине XVII века почти ничего не произвела, в то время как Англия и Франция жили спокойной жизнью.