Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 45

Он четко и резко встал в оппозицию по отношению к линии Локка, Беркли и Юма; у него полное отрицание правомерности этой линии, потому что в лице Беркли и Юма эта философская традиция пришла к нелепым выводам: Беркли дошел до отрицания внешнего мира (доказать его бытие невозможно), а Юм пришел к отрицанию понятия субстанции и причины. Такие плоды этой философской традиции нелепы, поэтому эти нелепые результаты можно квалифицировать как косвенные доказательства неправоты всей этой линии — нелепость выводов дискредитирует принцип (в логике есть доказательство — «сведение к абсурду»: если последовательное осуществление каких‑то начал приводит к практическому или теоретическому абсурду, то, следовательно, вся эта линия осуществления каких‑то суждений несостоятельна). В данном случае патриархом этой философской линии выступает Локк. Начала Локка:

1. Душа человека при рождении представляет собой чистую доску (tabula rasa);

2. Учение о вторичном характере суждений.

Эти две посылки надо отвергнуть, сказал Томас Рид. Это относится и к ученым-этикам, и деистам: в каком‑то отношении они игнорировали положение Локка о tabula rasa; хотя авторитет Локка был большим, тем не менее, на практике они отвергали это и говорили, что в душе есть какое‑то первичное начало. Философы-моралисты говорили, что началом нравственности является то ли морализм, то ли чувство симпатии, то ли просто потребность в общении с другими людьми — это первичное начало, которое находится в душе, где тут tabula rasa? Деисты говорили, что в человеке есть и естественное понятие о Боге, и понятие о бессмертии души или в открытом, или в латентном состоянии. Так что на практике в этом пункте всегда была оппозиция Локку. Когда те или иные мыслители начинали философствовать, они как бы не замечали учения о tabula rasa, тем не менее, учение было.

О вторичном характере суждений. Это уже серьезный и самостоятельный вклад Рида в философскую культуру. Все эмпирики, и Локк в первую очередь, говорили, что наша душа (tabula rasa), получает напечатления путем восприятия себя, а это и есть те элементы, из которых состоит всё наше последующее знание: мы получили восприятия (ощущения), следы этих восприятий остались в нашей душе, эти следы и являются основой знания. А само знание состоит из того, что эти следы перерабатываются, потом переработанные восприятия или копии этих восприятий вступают друг с другом в связь — это и называется суждением.

В логике есть учение о понятиях и учение о суждениях. Иногда про суждения говорят, что это — связь двух понятий: субъекта и предиката. Религиозный человек говорит: «Бог есть Сущий» — соединение двух понятий: «Бог» и «Сущий». Атеист говорит: «Бог не есть Сущий» (логически правильная формула для утверждения «Бога нет») — разъединение двух понятий. Обычно так всегда говорят, и для логики это удобно: понятие — первичный элемент, и в суждении они соединяются.

На самом деле это не совсем очевидно. Философы (не обязательно корифеи), да и просто серьезные люди приходят к предположению, что какие‑то суждения носят в нас первичный характер, какие‑то оценки мы даём заранее, мы предрасположены к тем или иным суждениям. Это наводит на мысль, что нельзя про суждения сказать, что они носят вторичный характер. Таким образом, проблема есть, но популярной она быть не может, потому что для этого надо иметь вкус, склонность к философским размышлениям, а мало кто имеет к этому вкус: оригинальных философов мало, а философы-любители склонны к восприятию более простых размышлений, которые носят не сложный или радикальный характер, и эта проблема сокрыта.

В данном же случае эта проблема выдвинулась на передний план. Томас Рид и стал говорить: правилен ли вывод, неизбежно следующий из утверждения Локка, что душа есть tabula rasa, и лишь опыт через восприятие напечатлевает на нашей душе какие‑то следы, и эти переработанные восприятия (или копии восприятий) являются элементами знания, а потом эти элементы знания соединяются в суждения — так ли это на самом деле?! Нельзя ли считать, что суждения имеют первичный характер? Правдоподобнее, что душа — не tabula rasa, а обладает уже исходным (значит, врожденным) содержанием, и это содержание (или врожденное знание) состоит именно из суждений.