Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 21

Критика врожденных идей у него классическая: как понимать врожденные идеи (англосаксы до XVIII века утверждали, что идеи — это просто понятия, мысли)? Это надо понимать так, что младенец рождается, а он уже знает законы логики (тождества, противоречия) или у него есть понятие о Боге, или у него уже сформулированы нравственные нормы — этого же на самом деле нет: ни дети, ни идиоты, ни взрослые необразованные люди ничего не знают о логическом законе тождества или о законе противоречия.

На это можно возразить, что люди знают и оперируют этими законами, но Локк говорит: знать, это значит дать себе отчет, это иметь в душе и опознать это врожденное понятие, если оно там есть; но если этого опознания нет, значит, там ничего и нет.

По поводу понятия о Боге он говорит, что есть народы, которые вообще этого понятия не имеют; он это сказал, видимо, под влиянием того, что в XVII веке путешествия по всему миру были в полном разгаре, и кое‑где находили дикие народы, у которых, вроде бы, не обретали понятия о Боге (это заблуждение; у всякого народа есть понятие о Боге, но не сразу это можно обнаружить, потому что иногда это скрывается). Поэтому, говорит Локк, пресловутое consensus gentium (согласие народов в признании Бога) на самом деле неполный. Если понятие о Боге есть не у всех народов, то надо ли доказывать, что понятие о Боге есть не у всех людей?

Относительно нравственных норм Локк утверждал, что народы расходятся между собой в признании различных нравственных норм. Это утверждение ходило в XVII-XVIII веках. На самом деле уже у самого Локка есть впоследствии высказывания, что, в основном, в самых центральных нормах, касающихся справедливости-несправедливости, похвалы-осуждения, народы между собой сходятся — что считать предметом похвалы, а что считать предметом порицания.

Т.о. он оспаривал врожденность этих норм со всех сторон.

Т.к. на это есть возражение, что есть такие нормы, которые действуют, но неосознанно, он и это оспаривал, исходя, может быть, из декартовского положения, что мы знаем только то, что знаем ясно и четко, а то, что мы не знаем ясно и четко, то мы вообще не знаем; поэтому утверждать, что мы знаем нечто, что знаем смутно, нельзя — этого нет.

Наконец, рассуждал он, если считать врожденным всё то знание, при первом знакомстве с которым человек соглашается его принять почти без всяких споров, то он утверждает, что если считать это критерием знания, тогда всё знание надо признавать врожденным, потому что мы почти всегда соглашаемся принять при знакомстве с содержанием знания сразу. Получается, что мы должны принять в качестве врожденного или всё знание, или ничего; и то, и другое лишает смысла саму концепцию врожденных понятий.

Эта критика дельная: серьезная, взвешенная и не лишена аргументации. Врожденные знания, всё таки, это не просто наличие «фотоснимков» в душе ребенка, это что‑то иное (склонность, может быть).

Итак, знание исключительно приобретенное или через внешние органы чувств, или через внутреннее.

В результате получается гносеологическая таблица: исходным знанием (пищей) является чувственное знание — это база всего знания. Выше качеством является знание демонстративное (доказанное) — научное знание. Но самой высшей убедительности интуитивное знание. Та же схема, что и у Спинозы: intuitia, demonstratia, sensus.

Так и вошла в историю гносеологической мысли эта мощная, солидная, во всех подробностях продуманная эмпирическая гносеология, не являющаяся сенсуалистической в классическом смысле этого слова, но являющаяся, тем не менее, эмпирической.

Вера. XVII век — чрезвычайно сильные религиозные споры в Англии, но к концу века споры поутихли; и Локк и здесь выступил умирителем этих споров — он был защитником веротерпимости и защитником религии, но старую средневековую подчеркнуто церковную религию он отрицал.

От него пошло убеждение в необходимости веротерпимости и в необходимости того, чтобы государство не было конфессионально пристрастным — государство должно заниматься только обеспечением материального существования человека, а духовные его потребности должна удовлетворять религия, не имеет значения какая. Для того времени это было ново.