Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 20

Гносеология (продолжение)

Итак, мы имеем эти общие представления, запоминаем их, и память является основанием для умственной работы, потому что мы сравниваем новые представления со старыми: снимаем восприятия или ощущения с тех же предметов, что и прежде, и сравниваем новые представления и старые, а это является основой анализа — мы можем уже производить работу, корректировать представления. Иногда представления забываются; например, у слепых, которые ослепли рано, представления и ощущения о цветах забываются. У зрячих людей при непрерывном возобновлении прежних представлений остаются более-менее четкие восприятия. Это — основа нашего познания.

Естественный вопрос: соответствует ли что‑то в реальности нашему знанию? Наши представления — это копии с предметов или нет? Локк ответил, что с некоторых качеств (признаков) предмета мы снимаем копии, а с некоторых не копии. Те качества, с которых мы снимаем копии нашими органами внешних чувств, он назвал «первичными», а с тех качеств, с которых мы не снимаем копии (знаки, но не копии), он назвал «вторичными», но четкую границу он не провел — совершенно четко невозможно понять, какие качества он считал первичными, но приблизительно — это все те качества, которые так или иначе связаны с осязанием — пространственные качества. Мы думаем, что представления о пространстве у нас возникают в результате действия зрения, но на самом деле (это выяснено ещё в XVII веке) наши пространственные впечатления представляют собой координацию свидетельств зрения и осязания, причем, осязание играет бо,льшую роль. Даже экспериментально люди убедились, что слепорожденные, а потом получающие зрение во взрослом состоянии, не видят объемно — т.е. нет пространственных представлений: для него хоть луна, хоть подоконник на одинаковом расстоянии. Младенцы тоже не понимают этой разницы (тянет ручки к луне), для него всё — пятна. Лишь потом, в результате действия прямого и косвенного (мускульное чувство — ходьба и т.п.) осязания помогают этому, лишь получив осязательный опыт, человек приобретает способность к пространственным ощущениям. Итак, пространственные восприятия (очертания, размеры, расчлененность предметов), по мнению Локка, являются реальными. А нереальными он назвал те впечатления, которые называли нереальными все (цвет, звук, вкус, обоняние). Запах, например, возникает в результате движения частиц материи, когда они наталкиваются на наши рецепторы.

Традиция разделения впечатлений на реальные и идеальные была уже и у Гоббса, и у Галилея, и у Копманеллы. В XVII веке её авторитетно подтвердил Локк, и эта мысль так и вошла в хрестоматийную философию. В XVIII веке она нашла подтверждение со стороны естественных наук — в природе реально только движение материи. Эта традиция идет ещё от древних атомистов, которые говорили, что в природе нет ничего, кроме атомов и пустого пространства.

Знание из внутреннего чувства? Все свидетельства внутреннего чувства дают нам реальное знание, потому что это интуитивное знание (непосредственное). Это доказывать не надо — это вещь очевидная, что мы свою душу знаем непосредственно, другое дело, что другим людям не передать это.

Причем, рефлективное знание наступает после. Органы внешних чувств должны какое‑то время поработать и доставить нам ощущения (пищу), и после этого внутреннее чувство возникает как вторая стадия (это послужило поводом для некоторых тонких толкователей, что он классический сенсуалист, на самом деле этого нет). Это эмпиризм; о классике уже нет речи, потому что, как правило, классические сенсуалисты должны склоняться к тому, что органы внешних чувств являются единственными источниками знания, и им надо непременно говорить, что мы получаем копии, иначе будешь скептиком.

Локк выступал против учения о врожденных идеях. Врожденные идеи — это декартовское положение, к которому неизбежно склоняется последовательный рационалист. Локк в аналитической части своего гносеологического труда прославился именно критикой учения о врожденных идеях. Для него душа, как и тело, рождается голой, чистая таблица (tabula rasa), и потом лишь впечатления, которые доставляются органами внешних чувств или рефлексией (внутренним чувством), напечатлевают на эту чистую неисписанную доску (бумагу) свои следы — это и есть начало знания.