Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 10

Теория монархии была известна и в средние века. В английской революции те, кто боролся с пуританами — тоже монархисты. Но монархия там основывалась на религиозном принципе — «Божией милостью король...» — Бог санкционировал такое положение, когда монарх властвует. Гоббс отрицал мысль о том, что монарх должен властвовать «Божией милостью»; он утверждал, что государство должно быть монархическим на основании соображения, что только при монархическом устройстве государство может быть монолитным и сильным. Естественно, он отрицал республиканское устройство.

Его размышления в пользу государства всегда были очень сильными: надо, чтобы граждане государства подчинялись монарху и сохраняли политическую устойчивость безусловно, предела покорности тут быть не может. Единственный способ выражать свое неподчинение государству — это самоубийство. Государство не заинтересовано в том, чтобы его граждане умирали, умерщвляли друг друга или кончали жизнь самоубийством, потому что государство создано ради того, чтобы урегулировать общежитие, иначе сам принцип государства разрушится.

Государству принадлежит абсолютная и всеобъемлющая власть, которую он даже сравнивал с левиафаном (у него даже было произведение «Левиафан» — это символическое обозначение государства).

Религия — частное дело людей, но, т.к. у него был культ государства, он утверждал, что религиозные и нравственные нормы вводятся государством; выразителем воли государства является монарх, следовательно монарх что угодно может предложить в качестве религиозных норм, и эти религиозные и вытекающие из них нравственные нормы надо будет исполнять. Какую религию утвердит монарх, надо принимать в качестве государственной и обязательной для исполнения (принцип протестантизма — государство должно властвовать над Церковью).

По поводу религиозных положений он вообще утверждал, что философский разум здесь не приложим, религиозные положения не должны подвергаться философскому анализу: «религиозные догматы должны приниматься для лечения души, как лекарство для лечения тела — глотать, не разжевывая», так и догматы нужно принимать, не анализируя.

Нравственные нормы. Человек эгоистичен в своем поведении, а когда он входит в государство, часть своего эгоизма он сокращает, но эгоизм остается, поэтому нравственные нормы, которые предлагаются государственной властью, разграничивают эгоистические проявления на хорошие и плохие (хозяйственная деятельность в пользу себя может быть санкционировано государством как проявление эгоизма в пользу государства, а воровство — плохое эгоистическое проявление). Хорошими являются эгоистические проявления, которые идут на пользу, а плохими — которые вредят обществу. Государственная власть на практике, как правило, подобное разделение производит.

Подчинение веры воле монарха вызывает протест. Гоббс ответил: неприятности и ущемления самолюбия, достоинства есть при таком принципе властвования, но все эти неприятности покрываются преимуществами, который человек имеет при государственном способе общежития. Поэтому даже такая абсолютная власть монарха имеет плюсов больше, чем минусов — спокойствие и отсутствие большей неприятности, потому что большей неприятности для общежития, чем анархия, быть не может.

Мысли Гоббса о религии отмечены одной тенденцией — полный разрыв не только со средневековой христианской точкой зрения, но и с религиозной точкой зрения вообще. Опорой для человеческого поведения и размышления является исключительно человеческий разум — люди додумались до государства, и хорошо, что додумались. Религия низводится до индивидуального творчества монарха — что он может вводить религиозные нормы ради блага государства. Исчезает понятие о сверхъестественном Откровении, которое лежит в основе христианства и лежало в основе культурных представлений все средние века — как будто и не было полуторатысячелетнего существования христианства.

Отсюда все следствия этой точки зрения — вспомнили языческое учение для атомизме для физики, распространили механический детерминизм на душевную жизнь.