Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 7

1. Idola specus. Обман органов внешних чувств; поправить этот обман можно или другими органами, или справляясь со свидетельствами чувств других людей, для практики этого вполне достаточно.

2. Idola theatri. Власть авторитетов; видимо, имеется ввиду, что в театре люди собираются, говорят друг с другом в антрактах, передают друг другу мнения, переводя на наш язык, idola gazeta, — люди читают газеты, слушают дураков-журналистов (дурак, потому что комментирует, а где критерий, что правильно?); т.е. без критической проверки берут суждения других людей и ими руководятся; нужно не интересоваться мнением других, а встать лицом к природе самому и оттуда извлечь истинные суждения — сам наблюдаешь и делаешь себе отчет.

3. Idola fori. Это предрассудки, которые к нам волей-неволей навязываются при овладении нашим родным языком. Это гениальное наблюдение: когда мы усваиваем родной язык, вместе с этим мы усваиваем некоторые сложные понятия без критики, и они нас сопровождают почти всю жизнь; это те понятия (как правило, более-менее сложные), которые наши предки зафиксировали в нашем родном языке, и потом мы их употребляем (например, «диалектика» — это «прикладная логика», а его употребляют кто во что горазд, чаще всего «сложное переплетение самых противоречивых явлений, связанных приблизительно с одним и тем же предметом». Это типичный предрассудок, который навязан нам нашей культурой, которую создали тоже люди.

4. Idola tribus. Речь идет о склонности человека к антропоморфизму, тем самым человек усматривает в природе действие природы по целям (телеологический взгляд на природу), а он считал это, с научной точки зрения, неправильным. Он прав, потому что с естественно-научной точки зрения взгляд на природу, склонный отыскивать в ней действия по целям, неправомерен (именно с точки зрения естественно-научной), потому что это религиозный взгляд, а не научный. В природе надо видеть лишь систему действия сил на основании «причина-действие», но не «цель».

Итак, Idola theatri — безусловный предрассудок, только поначалу можно руководствоваться мнениями авторитетов, постепенно их проверяя. Idola fori тоже опасная вещь, потому что надо проверять понятия, усвоенные нами с языком. Idola tribus — чрезмерный антропоморфизм тоже нежелателен.

Итак, освобождение от этих четырех типов предрассудков необходимо для того, чтобы приступить к серьезному овладению природой.

27.01.98

4.  Томас Гоббс (1588-1679)

Hobbes. Родоначальником эмпирической философии является Бэкон, но Бэкон почти ничего толком не сказал, одни только утверждения, что философия должна соответствовать естественно-научному знанию, что основным органом познания являются органы внешних чувств, что нужно освободиться от предрассудков — т.е. очистить свое познание таким образом, чтобы оно наиболее адекватно отражало действительность, больше у него ничего не сказано — одни пожелания.

А Гоббс выразил во всех подробностях и деталях начала, провозглашенные Фрэнсисом Бэконом. Можно сказать, что Фрэнсис Бэкон — вдохновитель эмпиризма, а во всех подробностях, во всех основных направлениях, в которых только может эмпиризм развиваться, был продуман именно Гоббсом, поэтому с чисто философской точки зрения он намного интереснее Бэкона, потому что тут есть мысли, которые можно рассмотреть, и они выражены ярко и четко — он не боялся крайних выводов.

Его сознательная жизнь протекала в тот период XVII века, когда в Англии происходили чрезвычайно бурные гражданские события, может быть, самые бурные за всю историю — это революция. 40‑е — 70‑е годы: парламент боролся с королем. В парламенте выдвинулся Кромвель (яркая личность), он командовал парламентскими войсками, и войска Кромвеля одерживали победы. Потом, когда войска Кромвеля сбросили Карла I, установилось странное положение — короля нет, поэтому Кромвель объявил себя лордом-протектором (по сути диктатор). Интересно то, что такая гражданская борьба была окрашена в религиозные тона. Король был приверженцем традиционной для того времени англиканской веры, а Кромвель был пуританином — крайним выразителем английского варианта кальвинизма. Кальвинизм — более крайнее проявление лютеранства, а, попав в Англию, он ещё обострился, став пуританством. Из этой борьбы вытекали соответствующие философские следствия — это была борьба не просто людей, а и мировоззрений.