Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 4

С Компанеллой связана знаменитая утопия, которая потом не раз повторялась (Томас Мор) — «Город Солнца». Это модификация платоновского образца идеального государства. Он утверждал, что в будущем государстве будут все религии одинаковы в юридическом плане, государство должно быть совершенно равнодушно и безразлично к различным религиям; религия удовлетворяет потребности человека, и для государства не имеет значения религиозная принадлежность человека, поэтому все религии уравниваются. В идеальном государстве не будет собственности, семьи, все будут работать, но понемногу (ок. 4 часов), благодаря этой работе люди будут иметь право быть обеспеченными государством. Эти утопии обычно упоминали коммунисты, как гадательные предчувствия будущего коммунистического учения.

22.01.98

2.  Немецкая философия

Итальянские натурфилософы (как Бруно) обращали внимание, даже по своему названию, на философское осмысление природы, более даже естественно-научным. А немецкие мыслители этого периода были заняты другим. Прежде всего, это время реформации. Реформация с философской точки зрения — это отвержение всего средневекового уклада жизни, и замышлялась реформация, как радикальное отвержение средневекового периода христианства, который тогда был в Европе; замысел был: вернуться к самому началу существования христианства. Это напоминает нам о принципе возрождения вообще: возрождение было в том, что надо возвратиться, во-первых, к природе, во-вторых, в художественных своих интересах вернуться к дохристианским идеалам искусства (в словесности — дохристианская литература, в ваянии было очень модным греческое искусство). А реформация решила вернуться к первым временам существования христианства.

Это вполне не удалось, ведь классическая реформация (лютеранство) не возвратилась к самым первым годам существования христианства, а возвратилась к эпохе IV века, I Вселенского Собора. Получилось, что вся их энергия была занята тем (Лютера, Мелангтона), чтобы оформить свое новое учение и придать ему церковный характер. Деятели реформации взяли мысль о всеобщем священстве, и у них, вроде бы, не должно быть профессиональных священников; несмотря на такое яростное отрицание профессионального священства, тем не менее, у них довольно скоро появились свои священнослужители (как бы они их ни называли). Значит, появилась необходимость оформить свою доктрину: чтобы были тексты и преподавание, т.е. чтобы появилась своя философия. Т.о. довольно быстро (несколько десятилетий) к концу XVI века в среде лютеран появилась своя философия. Средневековая философия — это схоластика (в чисто философском плане это аристотелизм), теперь появилась «вторая схоластика», и на это ушла почти вся энергия в XVI веке; в философском отношении не удалось избавиться от схоластики полностью и даже, вроде бы, среди протестантов возникло «второе издание» схоластики.

Поучительно здесь то, что одним из сильнейших импульсов реформации была средневековая мистика, когда книжная ученость отрицалась, а вся религиозность стимулировалась утверждениями, что «Бог в сердце», «надо поклоняться духом», «книжная мудрость отягощает человека» и т.п. А тут получилось, что когда стали формулировать свою школьную философию, опять остановились на схоластике, а где же мистика? Это несмотря на то, что сам Лютер был в самом начале очень мистичен, но потом пришлось пойти на вольный или невольный компромисс и свою церковную лютеранскую философию оформлять на основании знакомых старых философских штампов. Отсюда никуда не денешься, ведь, если религиозная община принимает вид Церкви, значит, это — какое‑то общественное учреждение; если в этом общественном учреждении есть свои учители, есть пасомые, молодежь, то как их учить? на основе педагогически проверенных приемов — богословие не будешь преподавать, как начетчики — только обращаться к СП, его же толковать надо, так что философское осмысление СП‑я неизбежно! Значит, неизбежно и соответственное преподавание — чисто мистического обучения не может быть!